ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ОВЧИНЕЦ СУРАЖСКОГО РАЙОНА
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Летопись ведёт библиотекарь Овчинской сельской библиотеки-филиала
МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»
Из прошлого.
История возникновения населенного пункта.
Село Овчинец возникло на берегу реки Ипуть при впадении в неё речки Важеребки. Это было идеальное место для поселения людей.
Во-первых, река Ипуть – древний торговый путь, по которому жители Брянского края выплывали на Днепр и плыли к Киеву. Об этом говорит название реки, состоящее из двух частей: указательного древнерусского местоимения «и» и существительного «путь». Пробираясь по лесным тропам и выйдя на берег, люди восклицали: «И путь!» (вот он путь)
Во – вторых, для поселения люди выбирали такое место, которое можно было бы легко приспособить для обороны от врагов. Берега Ипути и Важеребки были высокими и крутыми. Если по берегам рек поставить частокол, то поселение превратится в крепость.
В- третьих, люди искали для поселения такое место, где была бы вода, вокруг которой была бы богатая природа, дающая в изобилии продукты питания.
Первобытные люди на Овчинской земле
В районе села Овчинец найдены следующие доказательства пребывания первобытных людей:
1. Ручной скребок из камня эпохи переходного периода от палеолита к неолиту. Верхняя часть скребка обработана путем скалывания, а нижняя хорошо отполирована и заточена. Им очищали шкуры от мяса и резали его.
2. Два ручных рубила. Верхняя часть круглая, чтобы удобно было брать рукой. А нижняя имеет форму зубила, шире верхней части и образует плечики, чтобы рука не сползала.
3. Скребок более крупных размеров – полностью отполированный и хорошо заточенный.
4. Каменный топор-молоток. Дыры в нем нет. Посередине имеется кольцеобразное углубление для того, чтобы закрепить его на конце расщепленной палки – рукоятки.
5. Острый наконечник каменной стрелы. По определению научных сотрудников Брянского музея, этими орудиями первобытные люди пользовались около 4-5 тысяч лет назад.
Недалеко от села, на месте где еще недавно был хутор «Путилин», имеется холм, который местные жители называют «городок». Он имеет форму треугольника. С двух сторон он окружен глубокими обрывистыми оврагами, а с третьей стороны - двумя выкопанными рвами. Это не что иное, как очень древнее поселение людей, превращенное в укрепленный пункт. Вблизи «городка» учащиеся неоднократно находили каменные орудия труда, черепки глиняной посуды разных времён.
Откуда появилось название села.
Почему поселение, возникшее на белой горе, получило название «Овчинец»?
В те далекие времена за населенным пунктом закреплялось то название, которое характеризовало или окружающую природу (Дубровка, Калинки), или занятие населения (Дегтяревка – делали деготь, Дроков - драли лыко). Жители будущего Овчинца разводили много овец, без овчин и шерсти которых невозможно было изготовить зимнюю одежду. Среди них были люди, которые научились хорошо обрабатывать овчины мелом и дубить их дубовой корой. Мела и дубовой коры здесь было много. Шубы, пошитые из выделанных овчин, вызывали восхищение у жителей соседних поселений. Они начали приносить сюда на обработку овчины. Проезжавшие по Ипути купцы тоже покупали овчины. Вот и пошло выражение: «пойдем к овчинникам», «были у овчинников». Так за новым поселением закрепилось название – Овчинец.
Из церковной книги.
1892 год дворов – 180 муж.-675 жен.-600
1896 год дворов – 188 муж.-753 жен.- 674
1897(1перепись) дворов – 220 муж.-646 жен.-673
1901год дворов -?. муж.-750 жен.-680
1906год дворов – 229 муж.-829 жен.-825
Таковы цифры роста, выбранные из разных источников.
Социальный состав населения Овчинца в 1723 году.
1. Казаков - 32 двора
2. Стрельцов – 1 двор
3. Бобровиков – 4 двора
4. Ратушных крестьян- 1 двор
5. Бобылей – 2 хаты
6.Алексея Есимонтовского (Грунтовых) -2 двора 3 хаты.
______________________________________________________________
Всего – 40 дворов 45 хат
XX век
Газету «Искра» подарила Овчинской сельской библиотеке Ландик Н. И., местная жительница.
Советская власть в селе Овчинец была установлена в марте 1917 года. В своей книге «История села Овчинец» И. М. Мелешенко пишет: «В одно из первых воскресений марта месяца 1917 года, по обыкновению, в церковь собралось много народу… Солдаты, возглавляемые матросом Погуляевым Романом, вошли в церковь и, когда поп начал произносить проповедь, стащили его с алтаря и объявили народу, что царская власть свергнута».
Гражданская война.
В мае 1918 года в день весеннего Николы в центре Овчинца дети подожгли солому, и начался пожар. К несчастью, поднялся сильный ветер. Огонь перебрасывался через несколько домов и охватил все село. Горящие охапки соломы рвало с крыш и доносило до Лялич. Выгорело почти все село.
Положение молодой советской республики осложнялось. Внутренняя и внешняя контрреволюция перешла в наступление. На Украине власть захватила буржуазная центральная Рада. На помощь себе она пригласила Германскую армию. Немцы заняли всю Украину, в том числе и Чернигов. Царские генералы захватили власть на Дону, в Поволжье, на Урале, лишив страну хлебных районов. Наша партия и правительство объявили советскую республику в опасности и призвали к её защите.
Положение в наших местах осложнялось тем, что ранней весной 1918 года немцы, заняв Гомель, вторглись на территорию Новозыбковского уезда и двинулись на Клинцы. Царская армия не способна была вести борьбу ни с немцами, ни с белогвардейцами.
Нужно было создавать совершенно новую армию. Эта новая советская армия и начала формироваться из красногвардейских отрядов. Центрами формирования этих отрядов стали города Новозыбков, Клинцы, Стародуб, Мглин, Унеча. Формировали отряды Щорс, Феденко, Кожан, Соломенский и многие другие.
Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды до революции входили в состав Черниговской губернии Украины. После захвата власти центральная Рада, опираясь на немецкие войска, занявшие Новозыбковский и часть Суражского уезда, потребовали возврата этих четырех уездов в состав Украины. Она даже врала в своей газете, что население этих уездов желает возвращения в состав Черниговской губернии.
При такой обстановке нужно было решать вопрос о том, как быть дальше. Уездные Советы начали консультироваться между собой, как общими силами бороться против стремления центральной Рады. 16 и 17 июля состоялось очередное совещание в Почепе. На совещании решили судьбу 4-х уездов обсудить на уездных съездах Советов. Уездные Советы выбрали делегатов на объединенный съезд. Этот объединенный съезд вынес решение: «Ввиду того, что трудовой народ видит в присоединении к Украине полную гибель всех социальных завоеваний рабоче-крестьянской революции. А также видит мертвую петлю, которая наглядно, и, может быть, надолго затянет и удавит трудовой народ. Мы считаем, что только присоединением к Российской Советской Федеративной республике мы можем спасти и удержать все то, целое и великое завоевание трудового народа.
Это завоевание добыто путем великих жертв и пролития крови, и которое только одно может обеспечить залог счастья и святой жизни, а в будущем привести к торжеству интернационализма и полного социализма, и поэтому мы, объединенный съезд Советов, в целом высказываемся за присоединение в политическом и территориальном отношении 4-х уездов Черниговской губернии: Стародубского, Мглинского, Суражского и Новозыбковского к Великой России, где существует социалистическая власть трудового народа». В постановлении указывалось, что мы никого от себя не уполномочиваем просить центральную Раду о присоединении к Украине. Постановление заканчивается словами: «Да здравствует присоединение 4-х уездов Черниговской губернии к Великой России». /Сборник «Борьба народов Черниговщины за власть Советов»/.
Второй съезд Советов Суражского уезда обратился во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет с просьбой о присоединении Суражского уезда к Р.С.Ф.С.Р., с такой просьбой обратились и три остальных уезда. Все эти просьбы были удовлетворены в дальнейшем.
По указанию Всеукраинского военно-революционного комитета станции Унеча Николай Александрович Щорс начал формировать повстанческую армию. Первым был создан полк Ивана Богуна – вождя крестьянского восстания на Украине. В этот полк влились несколько сот человек из Суража, в том числе и из Овчинца. Осенью 1918 года Богунский и Таращанский полки начали наступление на Клинцы и освободили их от немцев 13 декабря 1918 года и продолжали наступать на Новозыбков. В освобожденном городе Клинцы был создан революционный комитет, который становится центром руководства в Суражском уезде. Третий съезд Советов проводился ещё в Сураже в январе 1919 года, но в феврале 1919 года Клинцы – город с многотысячным рабочим классом – становится фактически центром Суражского уезда. В дальнейшем Суражский уезд был переименован в Клинцовский уезд.
В это время революционные органы Черниговской губернии, захваченной немцами, находились в Клинцах. Они формировали революционные отряды и полки, объединяя их в дивизию. Эта дивизия под командованием Николая Щорса сначала освободила Чернигов, а потом двинулась на Киев. В этом наступлении принимали участие: пулеметчик Бурдаков Кузьма Иванович, и многие другие овчинцы.
В 1919 году в составе РСФСР была создана Гомельская губерния. Клинцовский уезд вошел в Гомельскую губернию. Западные районы этой губернии населяли белорусы. Они попросили присоединить их к Белоруссии. Декретом ВЦИК от 6 и 27 декабря 1926 года Гомельская губерния была ликвидирована. Западные районы и Гомель вошли в Белоруссию, а Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский уезды были присоединены к Брянской губернии. На этом не оканчивается административное путешествие этих уездов.
В 1929 году Брянская область вошла в состав Западной (центр Смоленск) области, а в 1937 году она была передана Орловской области и только в 1943 году, после изгнания немцев, опять воскресла Брянская область. В 1929 году ещё раз были проведены административные реформы: губернии переименовали в области, уезды ликвидированы, из малых областей созданы районы. На территории Суражского района ликвидированы Ново-Дроковская, Душатинская и другие волости. 9 июня 1919 года состоялась первая Суражская партийная конференция.
Наступил 1919 год. Русская и мировая буржуазия усилила наступление на молодую Советскую республику. Разворачивалась гражданская война и интервенция. Началась смертельная схватка с врагами революции. Молодую красную армию не во что было одеть и обуть, нечем было вооружить. В некоторых военных частях солдаты ходили в лаптях. Государство не могло организовать обучение молодых людей, призванных в армию на государственные средства. Поэтому пункты допризывной подготовки были организованы по селам. Допризывники распределялись по квартирам, и крестьяне кормили их. В Овчинце таких пунктов подготовки не было, т. к. село ещё не отстроилось после пожара. Овчинцы обучались в Сураже. Но в дальнейшем в селе стояли воинские части на отдыхе и переподготовке.
В сложившейся тяжелой обстановке партия и правительство вынуждены были проводить политику военного коммунизма. Крестьяне оставляли зерно на посев и для питания семьи, а остальное забирали для армии и рабочего класса. Кулаки оказывали сопротивление и прятали зерно. Поэтому отряды красноармейцев с помощью депутатов от сельского Совета и комитетов бедноты делали обыски и забирали у кулаков обнаруженное зерно.
Деньги потеряли цену. Петух стоил тысячу рублей, а коробка спичек сотни рублей. Рассчитывались неразрезанными деньгами, а напечатанными на листах, размером с газету. Металлическая монета исчезла и была заменена бумажными марками. Торговля проводилась в обмен товаров – товар на товар. По селам один за другим ходили городские рабочие и обменивали промышленные товары на продукты питания. Из двора во двор ходили рабочие, которые латали дырявые чугуны, как-то соединяли половинки разбитых сковород. Крестьяне обязаны были отбывать гужевую повинность: подвозить красноармейцев, подвозить дрова на фабрику и городским учреждениям. За подвоз получали соль, ситец и другие товары, в селах появилось много беженцев, нищих и сирот.
Коллективизация.
В 1927-28 гг. единоличное сельское хозяйство достигло предела своего развития и исчерпало все возможности своего роста. Семьи увеличивались и делились, хозяйства дробились и мельчали. В стране насчитывалось 24,5 миллиона единоличных хозяйств, 8,5 бедняцких хозяйств, 15 млн. середняцких и 1 млн. кулацких хозяйств. Страна приступала к индустриализации и выполнению 1-го пятилетнего плана. Развернулось строительство заводов, фабрик и новых городов. Требовались миллионы рабочих рук, а они были в сельском хозяйстве, т.к. оно базировалось на ручном труде. Применить и обеспечить автомашинами, тракторами и комбайнами 24,4 млн. мелких хозяйств невозможно и бессмысленно. Единоличное хозяйство не могло обеспечить население страны питанием, а промышленность сырьем. Выход один – кооперировать единоличное хозяйство и перевести его на индустриальную основу. Вот поэтому 15 съезд партии в декабре 1927 года вынес решение – коллективизировать единоличное хозяйство и на базе коллективизации ликвидировать кулачество как класс.
В 1928 году в Суражском районе в д. Барсуки организовали первый колхоз, а летом 1929 г. второй в селе Нивное. Работу по созданию колхоза начали и в Овчинце. Вся тяжесть этой сложной и трудной работы легла на плечи секретаря парторганизации Барона Григория Ефимовича, председателя сельского Совета Ларенка Павла Прохоровича, председателя комитета бедноты Мартыненко Свирида Михайловича и заведующего школой Левдик Сергея Петровича.
Сначала созвали расширенное партсобрание с участием комсомольцев и актива сельского Совета. После обсуждения этого вопроса вынесли решение об организации колхоза в селе Овчинец. Но сделать это было не так-то просто. Постановили провести подготовительную работу: пойти по домам бедняков и середняков и провести разъяснительную работу о необходимости создания колхоза. Сейчас же против создания колхоза начали контрпропаганду кулаки и их подпевалы. Они распространили по селу всякие небылицы о жизни в колхозе, в окна изб, где собирались бедняки, бросали камни. После проведенной работы было объявлено о созыве общего собрания жителей села. Народу собралось полный клуб. Пришли противники колхоза. Стороны приготовились к схватке. Прибывший из Суража уполномоченный сделал доклад, в котором обосновал необходимость коллективизации единоличного хозяйства, обрисовал примерный порядок работы и жизни в колхозе. Потом выступили руководители села. Надо сказать, что выступавшие сами четко не знали, да и не могли знать колхозную жизнь. Ведь это дело новое, невиданное. Среди организаторов колхоза в стране были и перегибщики. Они принуждали людей вступать в колхоз, ратовали за создание колхозов-гигантов, за обобществление всего скота вплоть до кур, хотя для этого не было никаких условий и опыта. Вот поэтому на собрании начались бурные выступления, посыпались десятки вопросов, на которые не так-то просто было ответить. «Скажите, а что такое колхоз-гигант?» - выкрикнул кто-то из задних рядов. Зал замер в ожидании ответа. Вдруг раздался голос Мартыненко Василия Павловича (Бодрого). Он работал заведующим магазином и, идя на собрание, «хлебнул» для храбрости: «Граждане, товарищи! Колхоз-гигант я понимаю так – это огромный жеребец!» Весь зал грохнул от хохота. «Правда ли, что в колхозе будем, есть из общего котла?» Не ожидая ответа, тут же разгорается спор: «Есть всем из одного котла, а работать как будем? У меня один ребенок, а у Петра семеро, я на них работать не буду!» «Нет, будешь!»- кричит в ответ Петр. Мои хлопцы вырастут и пойдут в армию, будет целое отделение для защиты Родины, а у тебя один, кто вам не дает нарожать больше?» «А правда ли, что в колхозе будем спать под одним одеялом?» - задает вопрос кто-то. В зале шум и смех. Один из сельских юмористов кричит: «Я тогда перелезу к жене Ивана, она у него красивая!» А Иван отвечает: «Я тебе перелезу! Откорми свою, а то она у тебя сухая, как вобла!» Вот в таком духе задавались вопросы. Руководители насколько могли и знали, давали ответы.
Началась запись в колхоз. Первыми записались руководители села, коммунисты и комсомольцы, активисты сельсовета, бедняки. Записалось около 50 хозяйств. Потом в семьях начались раздоры. Муж записался, а жена «против». Кулаки развернули агитацию против колхоза. Многие приходили в сельсовет и просили вычеркнуть их из колхоза. После проведения разъяснительной работы они уходили домой воевать со своими женами. Село волновалось, шумело, бурлило. Люди бегали друг к другу, спорили, советовались. Часто собирались собрания в клубе. Одно из них было сорвано. Кто-то камнями разбил лампы, и собрание разошлось. Но особенно разгорелись страсти, когда вступившие в колхоз стали свозить семена в указанные места, сдавать лошадей, вторых коров. Каждый колхозник имел право держать одну корову. Трудно было крестьянам расставаться со своими «Буренками» и лошадьми. Под воздействием кулацкой агитации начали резать скот. Сколько было ругани и слез в семьях, вступивших в колхоз. И.В.Сталин назвал коллективизацию второй революцией.
Но вот грянул гром среди ясного неба. 2 марта 1930 года в «Правде» была напечатана статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». Действительно, у некоторых руководителей от успехов закружилась голова. В статье критиковались недостатки и ошибки в организации колхозов, и сугубо подчеркивалось, что вступление в колхоз – дело добровольное и нельзя оказывать давление на тех, кто не желает, и принуждать их вступать в колхоз. Ошибки нужно признавать и исправлять. Статья имела огромные последствия.
Из колхоза начали выписываться неустойчивые колхозники. Они забирали скот, инвентарь, зерно и увозили его домой. За ними стали выписываться и те, кто вошел в колхоз добровольно, т.к. кулаки вели пропаганду о том, что колхозов больше не будет. Создалась очень сложная обстановка. Колхоз почти распался. Люди то записываются в колхоз, то выписываются из него. А тут наступила весна, начались полевые работы. Земля колхозу не отведена. Коммунистам пришлось много поработать и провести разъяснительную работу. В июле 1930 года колхоз был окончательно и безоговорочно создан. По предложению Левдика С.П. колхоз назвали «Труд», именем Клинцовской газеты, которая выходила на три района. Суражская районная газета «Маяк коммуны» начала издаваться только в 1935 году. После отлива осталось ядро колхоза в составе девяти хозяйств.
Вот первоначальный состав колхоза:
1. Мартыненко Свирид Михайлович – коммунист.
2. Мартыненко Петр Яковлевич – коммунист.
3. Барон Григорий Ефимович – коммунист.
4. Мартыненко Федор Лазаревич – коммунист.
5. Арефин Семен Андреевич – коммунист.
6. Арефин Григорий Андреевич – коммунист.
7. Мартыненко Игорь Михайлович – комсомолец.
8. Левдик Сергей Петрович – беспартийный, заведующий Овчинской школой.
9. Селезнев Конох Кондратьевич – беспартийный.
Председателем колхоза избрали Мартыненко Петра Яковлевича, счетоводом Левдика Сергея Петровича. Вступившие в колхоз имели только семь лошадей. Они сдали в колхоз инвентарь. Колхозу отвели около 80 га хорошей земли между Овчинцем и пос. Петровский. Так родился колхоз в Овчинце. Он убедил тех, кто колебался в том, что коллективное хозяйство будет существовать, расти и развиваться. В колхоз вступили:
1. Арефин Николай Григорьевич.
2. Харевский Петр Климович.
3. Дужинский Филипп Максимович.
4. Скрипко Петр Иванович.
5. Павленко Александр Григорьевич.
6. Куриленко Петр и другие.
Зимой 1931 года были созданы колхозы на всех поселках:
1. На поселке «Верховой» колхоз назвали «Верховой», 1-й председатель Лагутенко Алексей Прокофьевич.
2. На поселке Быков колхоз назвали «Ясное утро», 1-й председатель Шедько Степан Ефимович.
3. На поселке Петровский колхоз назвали «Правда», 1-й председатель Ивченко Роман Алексеевич.
4. На поселке Н.-Ивановский колхоз назвали «Ново-Ивановский», 1-й председатель Ивченко Макар Ермолаевич.
Колхоз получил 80 гектар земли, но как её вспахать семью лошадьми, как её засеять, если у колхозников не хватает семян? Обратились в районные организации. Из Государственного фонда получили достаточное количество семян. Милиция выделила несколько лошадей. Помогла и фабрика.
Предстояло вспахать паровое колхозное поле, провести первую колхозную борозду. Собралось большое количество людей. Больше 10 лошадей один за другим гнали борозду длиной в несколько сот метров, разрывая и сметая с земли старые межи. Черная полоса вспаханной земли быстро расширялась. «Вот это да! Вот это сила!» - говорили мужики. «А то ковыряемся одним плугом каждый на своей полоске – кишке». Понравилась колхозникам эта коллективная работа. За несколько дней вспахали около 20 га. Вспахать всё поле не хватает сил. Поехали на поселок Петровский, попросили помочь вспахать поле. Приехало 45 человек с лошадьми и плугами. На поле вырисовалась ещё более величественная картина. Поле было вспахано и засеяно. С веселым настроением возвращались колхозники домой. И тут их возле улочки встречает Выголко Наталья Архиповна с подругами. Они барабанили в печную заслонку и припевали:
«Две гармошки, один бубен,
Мы в колхозе жить не будем!»
Колхозники отвечали: «А мы будем!»
Колхоз раз и навсегда доказал свое право на существование. Но его быстрому росту мешали кулаки и подкулачники.
Довоенный период. Перед войной в кладовой колхоза закрома были засыпаны зерном и мукой, под крышей висели бараньи туши, стояли бочки с медом, лежали стопы мешков, вытканных и сшитых колхозницами. Колхоз платил за колхозников все налоги и поставки, положенные с приусадебного участка. На трудодень получали большое количество зерна и картофеля. От картофеля многие отказывались, ругаясь с возчиками картофеля, которые оборачивали возле двора телеги с картофелем.
В 1932 году Овчинская начальная школа стала семилетней (НСШ), а первый выпуск она сделала в 1935 году. Директором был назначен Солобуто Василий Антонович.
Наша промышленность с каждым годом увеличивала выпуск товаров первой необходимости: ситца, одежды, обуви, предметов домашнего быта. Менялся внешний вид села. Стали появляться предметы роскоши. Первый велосипед в Овчинце приобрёл Кравченко Федор Кириллович. Когда он приехал на нем в сельсовет, его окружила толпа, и долго удивлялись все – как можно ехать на двух колесах и не упасть?
В 1936 году появились первые радиоприемники. В этом же году привезли первое кино. Оно было немое. Зимой картины показывали в клубе, а летом на улице, вешая экран на коридоре сельсовета.
Разворачивалась работа почты. Стали больше выписывать газет и журналов. В клубе проводилась большая работа: читались лекции, проводились торжественные заседания, а так же собрания граждан и молодежи. Художественная самодеятельность была на высоте. Руководил драмкружком Мартыненко Максим Харитонович. Он был очень талантливым и увлеченным человеком. Как правило, каждую неделю давали постановку. В репертуаре были пьесы, разоблачающие помещиков, попов, кулаков, прославляющее все новое, революционное. Развернулась спортивная работа. Распространялась она из школы, где организовывались соревнования в беге, метании диска, в прыжках в длину и даже в прыжках с шестом. Необходимо отметить, что до войны алкоголиков в Овчинце не было. Ни в магазине, ни возле магазина никто не пил. Это считалось позором.