Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Наверх

    

 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»

 

 

 

г. Сураж, ул. Садовая д.29
 
e-mail: surbibl@mail.ru
 

+7 (48330) 2-13-74

+7 (48330) 2-10-11

Схема проезда

 

 

  

       

 

 

 перейдите по ссылке ниже:

 https://may9.ru/

 

  

 

 

  

 

  

 

 

 

Главная / Суражский край / Летописи населенных пунктов / Летопись села Ляличи Суражского района

ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ЛЯЛИЧИ

СУРАЖСКОГО РАЙОНА

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

До 2019 года летопись вела библиотекарь Ляличской сельской библиотеки-филиала

МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека» Пикина Ирина Ивановна.

С 2019 года летопись ведёт библиотекарь Ляличской сельской библиотеки-филиала

МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека» Арефина Татьяна Ивановна.

1. История населенного пункта.

1.1. Историческая справка.

Ляличская администрация.

Этапы становления.

1916 год – Черниговская губерния, Суражский уезд, Ляличская волость (волость образована в ходе реформы 1861 года).  До  1919 года в состав Ляличской волости входили следующие сельсоветы: Александровский, Алёшкинский, Воробьёвский, Глуховский, Каменский, Колесниковский, Красновичский, Лагутовский, Ляличский, Миновский, Новокисловский, Павловский, Песчанский, Поповский, Старокисловский.

1919 год – Гомельская губерния, Клинцовский уезд, Суражская  волость, Ляличский сельский совет

1921 год - Черниговская губерния, Клинцовский уезд, Суражская  волость, Ляличский сельский совет.

1929 год - Западная область, Клинцовский  округ,  Суражский район, Ляличский  сельский совет.

1937 год – Орловская область, Суражский район, Ляличский  сельский совет.

1944 год - Брянская  область, Суражский район,  Ляличский  сельский совет.

2005 год -  Брянская  область, Суражский район, Лопазненское сельское поселение, Лопазненская сельская администрация.

Село Ляличи Суражского района Брянской области находится в 12 км к востоку от районного центра. Оно расположено в живописном уголке на ручье Излучье, впадающем в реку Ипуть. По данным переписи 2012г. население села - 668 человек. Географические координаты: широта- 53°00'36"N;  долгота- 32°32'27"E.

Село Ляличи Суражского уезда Черниговской губернии упоминается впервые в 1654 году. 10 июля 1775 года Екатерина II подарила Ляличи своему фавориту - графу  Петру Васильевичу Завадовскому. В 1780-90-х гг. по проекту  Джакомо Кваренги в Ляличах был построен  усадебный комплекс, названный в честь благодетельницы Екатеринодаром. С тех пор и по сей день история села неразрывно связана с усадьбой графа Завадовского, которая является главной достопримечательностью и гордостью  Суражского района.

Село Ляличи Суражского района Брянской области расположено в 14 км восточнее от районного центра – г. Суража, связь с которым осуществляется по дороге междугородного значения Сураж – Мглин.

 

В настоящее время с. Ляличи входит в состав Лопазненского сельского поселения. В селе имеется  средняя общеобразовательная школа, детский сад, медпункт, отделение связи, опорный пункт полиции, 3 продовольственных магазина. Село газифицировано в 2001 году. Протяженность территории села с севера на юг около 7 км, с запада на восток – 4,5 км. Общая площадь  5130  га.       

Основные элементы рельефа на территории села – невысокие эрозионные увалы и холмы.  Они расчлененные долинно-балочной и овражной сетью и придают поверхности облик пологой волнистой равнины.

 

В гидротопографическом отношении территория с. Ляличи расположена на мысу правобережной террасы р. Шелковка (левый приток р. Ипуть).

 

На севере расположены озера: Большое (Нижнее), Среднее, Садовое и Круглое (Третоновое).

 

Среди прибрежно-водной растительности преобладают камыши, тростник, ситник. 

  

В состав ихтиофауны входят такие рыбы как карп, толстолобик, белый амур и др.

Во второй половине 20 века велись работы по заготовке торфа, глины, строительного песка. Они залегают на небольшой глубине.

Климат – умеренно-континентальный, с достаточным увлажнением, умеренно-холодной зимой и относительно теплым летом, - благоприятен для выращивания озимых, овощных и плодово-ягодных культур. 

  

Благодаря этим условиям в с. Ляличи в 60-х годах был разбит сад, где выращивались лучшие сорта яблок, груш, малины, смородины, черешни, черноплодной рябины.

 

 

Село Ляличи расположено в живописной долине, недалеко от реки Ипуть. Это, пожалуй, один из самых красивейших уголков Брянской области. Ляличи известны не только красотой природы, но и своей историей, которая уходит глубоко в древность. Среди местного населения живет предание, что первоначально Ляличи были основаны на другом месте, в трех километрах севернее от нынешнего села, где сейчас возвышаются курганы. Самое древнейшее городище на территории села расположено в урочище «Великий городок» на мысу правобережной террасы речушки Шелковки. (территория нынешнего кладбища). Современные учёные датируют это время 8-7 вв. до н. э. – 2 в. н. э. На высокой пойме левого берега Ипути в месте, которое сейчас называется Старым селом находятся ещё два курганных могильника. В одном — 63 кургана, другом — 41.

О древнейшем городище в селе Ляличи было упомянуто в списках Архива Института РАН. Обследовали ученые: В.В.Падин в 1955 году, В.И.Кулаков в 1972 году. Городище относится к периоду раннего железного века – 8-7 вв. до н.э. – 2 в. н.э.            Находится городище на территории кладбища в урочище «Великий городок» и расположено на мысу правобережной террасы р. Шелковка (левый приток р.Ипуть). Площадка неправильно овальная (44х34), высота подошвы до 12м, склоны эскапированы. С напольной стороны площадка укреплена валом высотой до 4м и рвом шириной 6м, толщина культурного слоя до 0,45м, его верхний горизонт содержит обломки лепной керамики предпочтительно почепской культуры, нижний – Юхновской.

Первый курганный могильник относится к 11-13 вв., находится 2,5 км к северо-востоку от села. Исследовал П.М.Еременко в 1891 году, обследовал В.И.Кулаков в 1972 году. Расположен могильник на высокой пойме левого берега р.Ипуть. 63 кургана диаметром от 4 до 15,5м, высотой от 0,3 до 1м, с ровиками до 0,6м. Три кургана опаханы, восемь повреждены кладоискательскими ямами, один разрушен грунтовой дорогой. Исследовано 10 курганов. Умершие захоронены под насыпью на древней поверхности (четыре кургана) и в ямах (два кургана), головой на запад и реже на восток. Найдены остатки гробов, проволочные височные кольца, стеклянный браслет, перстни, бусы, обруч от ведра древнерусского времени.

 

В 1891 году впервые курганы обследовал Пётр Митрофанович Еременко, преподаватель Новозыбковского реального училища. В ходе раскопок были найдены проволочные височные кольца, перстни, бусы и т. д.

В 70-е годы 20 века раскопками руководила учитель истории Ляличской СОШ Лежнёва Людмила Максимовна.  Были найдены украшения из бронзы и камня. Примерная датировка находок 11-13 в. н. э. Сейчас они хранятся в Суражском краеведческом музее.

 

Второй курганный могильник относится к 11-13 вв., расположен в 1 км к северу от села, урочище «Бугры. Исследовал П.М.Еременко в 1891 году, обследовал В.И.Кулаков в 1972 году. Расположен на высокой пойме левого берега р. Ипуть. 41 курган диаметром от 5 до 12 м., высотой от 0,5 до 2,3м. курганы поросли кустарником, повреждены кладоискательскими ямами. В 1891 году исследовано несколько курганов (на пяти сохранились следы раскопок колодцем) с трупоположением древнерусского времени. Место это и по сей день именуется «старым селом». 

 

Многие годы Ляличи находились под властью государства Польско-Литовского. Казаки Богдана Хмельницкого часто громили польских магнатов. Не оставались в стороне и жители «Старого села». Польские каратели во время одного из своих нашествий сожгли дотла непокорное село. Оставшиеся в живых жители, опасаясь новых набегов, не стали селиться на прежнем месте и разбрелись в разные стороны. Многие уходили в леса и там устраивали себе жилища. Согласно преданию, один из бывших жителей «старого села» по прозвищу Ляля построил себе жилище в самой глухой чаще леса на берегу маленькой речки Шелковка. Вскоре обосновались здесь близкие и родственники Ляли.

Так постепенно образовался поселок Ляли, который впоследствии разросся в село Ляличи.

До 1654 года село принадлежало «державцу» польскому – шляхтичу Абрамовичу, который владел Мглином. После  изгнания поляков Ляличи были переданы Мглинской ратуше. Позднее сотник Бороздна захватил село в свое владение.

  До 1654 года Ляличи принадлежали польскому «державцу» Абрамовичу, который владел Мглином, а позднее село приобретено стародубским сотником Бороздна. По грамоте 1726 года Ляличи отданы поручику Антону Детердену, женившемуся на вдове Максима Бороздны, а после смерти Детердена возвращены в ведение мглинской ратуши.

По грамоте 1726 года Ляличи отданы поручику Антону Детердену, а после его смерти возвращены в ведение мглинской ратуши.

При ревизии 1723 года Ляличи показаны за «п.п. Валкевичами».

В «Историко — статистическом описании Черниговской епархии», датированном 1725 годом, сказано о том, как Ляличи из деревни были преобразованы в село. Во время моровой язвы стародубский торговец Андрей прибыл со своим сыном Яковом в деревню Ляличи. Здесь также появилась язва. Благочестивый Андрей взял с кладбища крест Спасителя и пошел с ним вокруг деревни, воспевая духовные песни. Народ благоговейно поклонился кресту Спасителя, и никто из людей, приложившихся к кресту, не умер, хотя многие были больны. Набожный Андрей, избавясь от смерти столь чудесной помощью, удалился в монастырь, а жители решились построить храм, а сына Якова пригласить к себе в священники.

В описи города того времени говорится, что село расположено «в чистых полях по косогорам».  

 

В 1775 году Ляличи были пожалованы графу П.В.Завадовскому.

Завадовский Петр Васильевич (1739-1812)

   

Петр Васильевич  родился в 1739 году в усадьбе Красновичи Стародубского уезда (сейчас Унечский район) в семье бунчукового товарища Василия Федоровича Завадовского.  Окончил иезуитское училище в Орше, где, среди прочего, изучил польский и латинский языки. Затем окончил Киевскую духовную академию, в которой в совершенстве овладел устной и письменной речью, что сыграло важную роль в его карьере. Далее служил секретарем в администрации гетмана Малороссии К.Г.  Разумовского.

После упразднения гетманства была образована Малороссийская коллегия во главе с  П.А. Румянцевым (будущим фельдмаршалом), где П.В.Завадовский являлся начальником одного из отделений администрации. Здесь он прошел хорошую школу подготовки документов.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов возглавлял секретную канцелярию  Румянцева.  Участвовал в военных действиях и был  произведен в полковники. Одно время даже командовал Старооскольским полком. Им совместно с графом Воронцовым был составлен текст исторического Кючук-Кайнарджийского мирного договора. По нему Россия получила выход в Черное море.  Также Крым, Молдавия и Валахия переходили под покровительство России.

В 1775 году по рекомендации Румянцева Завадовский становится одним из двух кабинет-секретарей Екатерины II. Готовит важные государственные документы.  Граф получил в дар Ляличи, Ущерпье, Августовское поместье в Могилевской области, 2,5 тыс. крепостных крестьян и 150 тыс. рублей золотом.  На  полтора года  становится фаворитом императрицы.  С 1780 года на Звадовского возлагался ряд обязанностей: он  присутствует в Сенате и Совете, управляет двумя банками (петербургским  дворянским и государственным  заемным), председательствует в комиссии законов,  ему поручают ревизию присутственных мест,  управление учебными заведениями  и составление для них уставов, переустройство пажеского корпуса других школ,  заведование медико-хирургической школой, постройку Исаакиевского собора приглашается для  совещаний по делам политическим.  В 1793 году Завадовский вместе со своими братьями Яковом и Ильей был возведен в графское достоинство  Римской империи.   

При Павле I, после смерти близкого друга князя Безбородко впал в опалу и жил в деревне, где им был построен дворец по проекту известного итальянского архитектора Дж. Кваренги и разбит парк на 130 десятин (130га) и обнесен каменной стеной на 7 верст (7,5 км).

При Александре I Завадовский был вызван в Петербург и назначен членом совета при государе, присутствующим в Сенате, а вслед за тем председателем  комиссии для составления законов.

Усадебный комплекс в стиле зрелого классицизма был построен по проекту выдающегося итальянского архитектора Джакомо Кваренги и назван в честь благодетельницы Екатеринодаром. (Ляличи стали называть Екатерининдар. Так сам Завадовский пишет: в 1780 г. "Ляличи", в 1785 г. — "Екатерининдар", в 1800 г. — "Ляличи", в 1803 г. — "Екатерининдар" и т. д. Существует в литературе указание, что "по восшествии на престол Императора Павла I Екатерининдар велено называть прежним его именем — "Ляличи", но документально это не подтверждается.)

За короткое время здесь создаётся уникальный усадебный комплекс, состоящий из великолепного парка и большого озера, созданного искусственным путём. В парке находились различные архитектурные постройки, славившиеся своей красотой. Всю усадьбу окружала высокая кирпичная стена. В центре находился огромный Зимний дворец, в котором граф П. В. Завадовский принимал гостей. Начало строительства дворца относится к 1790 годам, а в 1794 году дворец был уже полностью сооружен. Сам Завадовский в 1800 году писал об этом своему другу Воронцову: «По плану Кваренги выстроил дом каменный, каков и в провинциях Английских был бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте чистых пропорций своего фасада …».

В спешном порядке вокруг Ляличей были построены цигельни. На них день и ночь, выделывался  и обжигался кирпич. Но не хватало кирпича собственного производства, поэтому дополнительно была организована доставка из Мглина. По народному преданию эта доставка производилась живым конвейером. В три линии друг возле друга на расстоянии около двадцати километров были поставлены   крепостные крестьяне, и с раннего утра до позднего вечера из рук в руки передавали кирпич в Ляличи. Тут же спали и ели, по целым неделям не уходя далеко от своего рабочего места.

 В 1934 году был продан кирпичный остов главного дворца Суражской бумажной  фабрике. Тогда же были разобраны и летний дворец, и храм благодарности, так же исчезло  большинство хозяйственных построек.   

    

Огромный усадебный комплекс включал в себя дворец с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные постройки, Екатерининскую церковь и большой пейзажный парк с летним дворцом, всевозможными «затеями» и колоннадой-храмом. Своим великолепием Ляличи могли соперничать с дворцами Петербурга. Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок, обнесенный высокой кирпичной оградой.  Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями.  Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей, а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре.

Широкая липовая аллея,  проходившая вдоль каменной ограды, отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек. У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины. За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него – фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

Во дворце было более ста роскошно убранных комнат (а по местным преданиям, комнат было 365 – по числу дней в году), отделанных натуральным и искусственным мрамором, ценными породами дерева. Залы и комнаты украшали живопись, барельефы, лепной орнамент, фресковая роспись потолков, фигурные кафельные печи, зеркала, гобелены и великолепная мебель. Сохранились фотографии предреволюционных лет, запечатлевшие еще не до конца погибшую красоту этих изысканных интерьеров.

Внутренняя структура дома была традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. На втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны - предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры.  Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигеля и закругленные крылья дома предназначались для гостей.

Завадовский называл Ляличи «Екатерининдар». Так усадьбу называл и князь П. Шаликов в своем «Путешествии в Малороссию» в нач. XIX в., при жизни П.В. Завадовского посетивший Ляличи. «Екатерининдар - село, достойное своего имени; дар, достойный руки своей! Оно служит славою и украшением своего края» - писал Шаликов.

                

Завадовский создал большой, в 154 га, роскошный парк, расположенный на двух высотах – западный и восточный – разделенных р.Шелковкой. На этой речке насыпали земляные плотины в 4-х местах, на расстоянии 400 м друг от друга. Образовался каскад прудов с купальнями и плавающими лебедями.

 

В парке росли исконно русские лесные породы. Как маяки стояли редко расположенные сосны солидного возраста. Здесь была корабельная роща. Росли клёны, ясени, липы, гигантские дубы в несколько обхватов. До сих пор в парке растут  вековые липы и один кедр, посаженный при Завадовском. 

   

Парк незаметно переходил во фруктовый сад, площадь которого была около 35 га.  Граф особенно любил одно дерево - «Троян-дуб», который рос до 1932 года.

Среди парка стояли отдельными павильонами  летний дворец и беседка-ротонда. 

   

  

Храм «благодарности», в котором находилась бронзовая статуя гр. П.А.Румянцева-Задунайского.

 

Это был целый городок прекраснейших строений с великолепным парком и английским садом, обнесенный каменной стеной.

Украшением усадебного комплекса в 1797 году стала церковь Святой Екатерины.

 

«Выстроил дом каменный, в здешних краях на диво, каков и в провинциях Английских был бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте частных пропорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревенскую; в ней уготовано место и для моего гроба…» - сообщает Завадовский  своему другу Воронцову в 1795 году. Церковь отличалась великолепной оригинальной архитектурой. Историк архитектуры Горностаев в книге «Дворцы и церкви юга», изданной в 1914 году, писал: «Ляличский храм по оригинальности архитектурного замысла единственен. Особенно интересны декоративные колоннады, объединяющие храм с колокольнями. Они чрезвычайно напоминают по приёму колоннады Александрийского дворца в Царском Селе и Аничкова дворца в Петербурге и так же как они прелестны».

В храме сделано все, чтобы придать силу и грандиозность.

 

Церковь Св. Екатерины.

Иконостас и напрестольная сень главного престола

 

После смерти графа в 1812 году Ляличи еще 10 лет принадлежали семье Завадовских. Затем имение было  продано  семейству Энгельгардт. С этого момента началась цепь утрат художественных ценностей усадьбы: была вывезена бронзовая статуя Румянцева-Задунайского и мраморная статуя Екатерины II.

В 1847 - 1874-х годах владельцем Ляличской усадьбы был художник – пейзажист  Н.А.Атрыганьев, принимавший здесь многих известных деятелей культуры. При нем Ляличи славились балами.

 

В 1874 – 1880 гг. следующим  владельцем Ляличской усадьбы был купец Самыков. Он завершил разорение усадьбы, распродав оставшиеся художественные ценности.

В 1880 – 1912 гг. усадьба принадлежала Голодцам. Занимались эти хозяева тем, что вывозили и продавали лес, а усадебные постройки полностью утратили жилой вид.

Ляличи конца 19 века:

Центр Ляличской волости Ляличи состоял из двух обществ: крестьян бывшего владения Атрыганьева и казаков. Проживало здесь в 390 дворах 1918 человек - 967 мужчин и 951 женщина. В Ляличах располагались дворец, подсобные помещения, принадлежащие купцам Голодцам, церковь, волостное правление, народное училище, два хлебозапасных магазина, две ветряных мельницы, две маслобойни, две кузницы, постоялый дом. Три раза в год - 9 мая, 29 июня и 24 ноября в селе организовывались торжки. Значительную часть населения Лялич составляли евреи и казаки.

Реформа 1861 года не принесла улучшения в жизни крестьян села Ляличи. Нищета, голод по-прежнему душили крестьян. В то время в Ляличах насчитывалось 512 дворов, из них 45 - кулацких, 230 – середняцких, остальные - голь перекатная. Беднота была и среди крестьян, и среди казаков. Середняки возили пеньку в Хотимск, тем спасались от голода. Беднота же мыкалась по России в поисках работы.

В то время на село шла всего одна газета: сначала – «Копейка», затем – «Новое время». Подписчиком ее был священник. На все Ляличи было всего два грамотных человека: поп и писарь.

В 1875 году открыли церковно-приходскую школу, позднее преобразованную в земское 4-классное училище. В нем обучалось всего 32 человека, да и то в основном дети из зажиточных семей.

25 июля 1895 года по резолюции Преосвященнейшего Антония в храм св. Екатерины села Ляличи Суражского уезда был перемещен Иоанн Яковлевич Крещановский. 10 октября 1895 года он определен законоучителем Ляличского народного училища.

 

1.2. История – XX век.

Революция 1905 года.

Приехавшие в родное село на побывку шахтеры Черепков Макар Иванович, Богданов Лука Петрович и Радьков Кирилл Егорович рассказали землякам о начавшейся революции, агитировали не повиноваться властям, отказываться от уплаты податей. В Ляличах началось брожение. Крестьяне отказывались за ничтожную плату работать на помещичьей земле, требовали увеличения поденной оплаты. Когда же их требования были отклонены, Богданов и Черепков предложили селянам оставить работу до тех пор, пока помещик не увеличит оплату. Был стравлен скотом помещичий луг, по ночам ляличцы рубили барский лес. Полиция подозревала, что зачинщиками «беспорядков» являются приехавшие шахтеры. В народе их звали демократами. Крестьяне верили им, старались отводить от них подозрения, скрывали их. За шахтерами был установлен негласный полицейский надзор. Осенью в ляличском парке состоялась сходка: выступающий Черепков М.И. призвал народ не соглашаться за 10 копеек в день копать картофель у помещика. Вдруг на него набросились выбежавшие из кустов четыре стражника. Будучи физически сильным, Макар Иванович разбросал жандармов и скрылся в зарослях парка. Вскоре был разгромлен винокуренный завод в Заполье.

Возрождение поместья продолжалось до революции 1917 года. После революции 1917-1919гг. Ляличи были отданы в ведомство Ляличского сельсовета, а затем еврейской коммуны им. Дзержинского. В это время церковь Св. Екатерины и дворец, как пережитки царской России, становятся жертвами варварского обращения – в 1930-х годах комсомольцы разгромили храм, а в 1932 году главный корпус особняка был разобран на кирпич, который был продан владельцу Суражской картонной фабрики для строительства ТЭС. Довольно скоро эта же участь постигла и остальные усадебные постройки.

С 1905 года протоиерей И.Я. Крещановский настоятель храма св. Екатерины села Ляличи.

 

Иоанн Яковлевич Крещановский родился 19 октября 1869 года  в селе Летяхи Суражского уезда (ныне Красногорского района) Черниговской губернии (ныне Брянской области).

В 1893 году окончил Черниговскую духовную семинарию по второму разряду.

Преосвященнейшим Антонием епископом Черниговским рукоположен в диакона 22 октября 1893 года.

24 октября 1893 года рукоположен в священники храма во имя святителя Николая села  Малая Топаль Новозыбковского уезда (ныне Клинцовский район) Черниговской губернии (ныне  Брянской области).

Определен законоучителем в народное  училище села Малой Топали  9 ноября 1893 г.

По резолюции Преосвященнейшего Антония  25 июля 1895 года перемещен в храм  во имя  великомученицы Екатерины села Ляличи Суражского уезда (ныне Суражский район).

Определен законоучителем народного училища села Ляличи 10 октября 1895г.

По резолюции Преосвященнейшего Антония  епископа Черниговского  17 декабря 1895 года за усердную и полезную службу награжден  Набедренником.

Согласно утверждения епархиального  начальства 16 февраля 1905 года состоит членом Суражского отделения епархиального учительского Совета.

1 сентября  1905 года Иоанн Яковлевич избран духовенством Суражского уезда кандидатом: по депутату, по училищным делам и утвержден епархиальным начальством.

По резолюции Преосвященнейшего Антония  епископа Черниговского  22 апреля 1906 года за усердную пастырскую деятельность награжден бархатною фиолетовою Скуфьею(?).

Протоиерей Иоанн Крещановский, благочинный 4-го округа настоятель храма во имя великомученицы Екатерины села Ляличи Суражского района  Брянской области.

Арестован 7 сентября 1929 года.

Расстрелян 4 декабря 1929 года.

Состав семьи:

Жена  – Неонила  Евдокимовна, дочь коляжского  Асессора. Родилась 18 октября 1869 г.

Дети – Анна (12 августа 1901), Феодосий (7 сентября 1903), Ираида (21 января 1906), Стефан (1909), Мария (1911), Всеволод (1914).

И.Я. Крещановский,

матушка Неонила Евдокимовна,сын Всеволод,

дочери Ираида и Мария.

Благочинного отца Иоанна помнили как грамотного, интеллигентного и очень физически сильного человека – разгибал подковы, умел пахать, косить и плотничать. Все отмечали его сердечную преданность Богу и своему пастырскому служению. Все дети батюшки росли трудолюбивыми, ходили с ним в церковь и пели в хоре, дружили с крестьянскими детьми и были щедрыми на угощения.  Церковь при отце Иоанне процветала и была самой посещаемой в уезде. Сказывали, что когда отец Иоанн крестил в ней детей, то ни один младенец ни плакал.  Настоятеля храма очень любили и любовались его элегантной и одухотворенной красотой.  Протоиерей Иоанн Крещановский по церковной должности был благочинным, то есть старшим священником, попечителем нескольких приходов. Такая хозяйственно-духовная миссия возлагается обычно на опытных и порядочных священников. Благочинный, значит, призванный чинить блага. Крещановский вполне соответствовал  этому назначению. Он имел высшее духовное образование.  

 

Актив Ляличского церковного хора (в центре – Иоанн Яковлевич Крещановский).

 

Хор Ляличской церкви был славен отборными ангельски звучащими голосами мужчин и женщин. По праздникам в Ляличи приезжал друг Крещановского дьякон Алексей Северин. Голос этого человека был просто великолепен. Звучание хора было настолько мощным в эти  дни, что прохожие, идущие около церкви в это время, невольно замирали, крестились от раскатов и взлетов его мощного баритона. 

 

Свидетельство об окончании Ляличского начального народного училища, выданного в 1908 году.

1910 год. Усадьба глазами архитектора Ф.Ф. Горностаева: «Немногое осталось от арочной решетчатой ограды, и только лишь полуразрушенный воротный въезд изяществом пропорций и рисунка  подготавливает зрителя к встрече с остатками чудес минувшего…. Обширнейший передний двор уж потерял боковые, стоявшие  один против другого, огромные тридцатипятисаженные корпуса былых оранжерей  … чем ближе подвигаешься к дворцу, тем более становится заметным его неповторимое разрушение.  Все грязно, все валится и гниет. Ветхие оконные рамы лишены стекол, и птицы летают по комнатам. Крыша едва цела; местами она провалилась, и дождевая вода свободно льет внутрь помещений, разрушая все до самого низа»… 

В 1912 году дворец приобрела Черниговская епархия, и в течение трех лет в нем велись ремонтные работы. Планировалось открыть женский с сельскохозяйственным уклоном педагогический институт. Целью заведения было «давать высшее педагогическое образование лицам женского пола православного вероисповедания для подготовки из них христиански-просвещенных преподавательниц и воспитательниц для средних учебных заведений». В институт планировали принимать девочек, получивших среднее образование. Обучение рассчитывалось на 4,5 года. 12 ноября 1915 года епархиальное духовенство приняло проект «Положение о Романовском Черниговском епархиальном женском педагогическом институте» с решением выделить на его реализацию 10000 рублей. 

 

6 мая 1915 года Ляличи торжественно праздновали освящение объединенного  Черниговского  Епархиального лазарета. Много прибыло интеллигенции из Суража, Новозыбкова, Унечи…

   

Крестный ход у Ляличской церкви Святой Екатерины

 

Первая мировая война (1914-1918)гг.

Пока велась подготовка к открытию Романовского института в Ляличах, епархия выкупала остальные части поместья и благоустраивала территории имения.  Обустройство усадьбы совпало с началом Первой мировой войны, и в Ляличском дворце было решено открыть лазарет. В отремонтированной части дворца работала духовная семинария, а в южном крыле был организован военный лазарет на 100 коек и детдом на 50 коек, его организатором и директором был  В. Соломенный.  В летнем дворце организовали мастерские – сапожная, слесарная и по поделке корзин. Здесь обучались раненые, снятые с воинского учета. Существовали мастерские до 1920 года. 

      

Октябрьская Социалистическая революция 1917 года.

Октябрь 1917 года, всем имуществом распоряжалась Ляличская волость, затем хозяином усадьбы стал комитет бедноты.

Свершилась Октябрьская социалистическая революция. Активное участие в ней принимал наш земляк Заборо Емельян Лаврентьевич (1893-1977).

В 1914 году Емельяна Заборо мобилизовали в армию.  Попал он в лейб-гвардии Кексгольмский  полк.  Там же услышал о свержении царя.  К этому времени полку пришлось воевать на Варшавском, Холмском, Волынском направлениях, Емельян был дважды ранен в бою. Солдаты надеялись, что свержение царя принесет избавление от ненавистной службы. Но им, теперь уже от имени Временного правительства, приказали воевать «до победного конца».  В полку участились случаи дезертирства, отказ выполнять приказы командования. 17 июня 400 солдат  Кексгольмского полка были направлены в Петроград.  В их числе находился и Заборо Е.Л., солдаты несли гарнизонную службу: охраняли Зимний дворец, городские объекты. В те дни в столице с утра до ночи проводились митинги, рабочие демонстрации.  Ораторы говорили разное, поэтому в начале трудно было разобраться, кого слушать и что делать. Однако ближе и понятнее солдатскому сердцу были большевики: они призывали прекратить войну, свергнуть Временное правительство, а землю раздать крестьянам. Емельян Лаврентьевич рассказывает так о тех событиях: «С начала октября мы выполняли приказы только полкового комитета – Временное правительство силу для нас не представляло. Кексгольмцев звали большевиками. Утром 24 октября (6ноября по новому стилю) в Неву вошел крейсер «Аврора», его моряки под вечер прибыли к нам в казармы и рассказывали, что днем они сменили коменданта Петропавловской крепости  и что скоро будут «брать власть». На рассвете дошли вести о восстании в городе и о том, что большевики захватили вокзалы, банк, телефонную станцию и прочее. К вечеру снова пришли авроровцы и, коротко проинформировав нас о делах в Петрограде, спешно создали из наших солдат и моряков отряд, который направился  к Зимнему дворцу. Мы прошли Конногвардейский бульвар, Невский проспект, мимо Александровского сада вышли к Дворцовой площади. Первое, что мы увидели - у Зимнего юнкера устанавливали орудия. Прислуга не успела укрепить хвостовики. Мы рассыпались у штабелей дров (ими была забита вся площадь). Увидев наши действия, юнкера укрылись во дворце, так и не установив орудия.

Непрерывно подходили отряды солдат и красноармейцев. Из Смольного прибыли броневик и санитарная машина. Зимний  по сути дела был полностью окружен. Ждали сигнала.

Когда раздался первый залп «Авроры», все, как по команде, поднялись на штурм. Броневик длинными очередями бил по окнам.  Мы устремились к дворцу. В это время начали бить орудия Петропавловской крепости.  Я находился у дворцовой стены, и мне хорошо было слышно, как дребезжали окна.  Я насчитал 18 залпов.

Во дворец устремилась такая туча народу – матросов, солдат, красногвардейцев, что невозможно было пробиться к дверям. Когда же, наконец, я с толпой втиснулся в здание, там не было перестрелки, на лестнице, на этажах лежали кучи оружия. Арестованных министров, генералов, офицеров и юнкеров отправляли в Петропавловскую крепость.  Команду в количестве 50 человек (я тоже вошел в нее), послали охранять здание редакции и типографии.  До утра мы несли караул, пока печатались исторические ленинские документы – Декрет о мире, о земле, воззвание «К рабочим, солдатам и крестьянам»

26 октября возвратились в свои казармы, но еще четверо суток пришлось нам провести без сна. Ночами вместе с моряками проверяли мы документы  у всех обитателей гостиниц, ночлежек, очищали город от враждебных и опасных для революции людей. В течение всей зимы несли караульную службу – теперь мы охраняли свою, родную Советскую власть.

В феврале 1918 года Петрограду стали угрожать интервенты. Срочно формировались воинские подразделения, которые тут же отправлялись на защиту колыбели революции.  В эти тревожные дни  в городе подняла голову контрреволюция. Нас бросили усмирять грабителей, но они оказали вооруженное  сопротивление. И тогда из Смольного вновь прибыл броневик. Погромщики были разогнаны, зачинщики арестованы.

Когда была организована Красная Армия, то  нас отпустили в бессрочный отпуск. Вернулся в родные Ляличи, женился на Марии Григорьевне Дударевой».

Не сразу сбылась заветная мечта Емельяна Лаврентьевича – пахать землю, растить хлеб. Стародубский, Новозыбковский и части Суражского уездов были в ту пору оккупированы немцами и гайдамаками. В Клинцах тоже стоял немецкий гарнизон.  И крестьянскому сыну пришлось снова долго мыкаться по фронтовым дорогам, теперь уже гражданской войны, защищая  Советскую власть. 

Зато, дожив, наконец, до мирного времени, трудился Заборо, не покладая рук. Он пахал, сеял, косил и плотничал.  18 лет был пчеловодом на колхозной пасеке, руководил садово-огородной бригадой. Был даже председателем колхоза. Всегда отличительной чертой его было уважительное отношение к людям.

В годы Великой Отечественной войны Емельян Лаврентьевич защищал Родину. Это была уже третья война, в которой довелось ему участвовать. 

После Победы, возвратившись, домой, опять строил, помогал восстанавливать колхоз, растил детей. Их у фронтовика было двенадцать. Четверо умерли во младенчестве… осталось двое сыновей и шесть дочерей.  Старший Василий столярничал на производстве, Иван стал летчиком гражданской авиации. Клавдия работала директором школы, Лидия – секретарь сельского Совета, Ульяна – учительница, Лена, Нина и Зина трудились в родном колхозе.

Долго Заборо жил со своей супругой на «старом селе» одним двором. Все соседи давно переехали в нынешние Ляличи.  В 1967 году решился на переезд и он. Даже в преклонном возрасте Емельян не сидел дома. Он то телеги ремонтировал, то косья для косарей делал. Посещал школу, выступал перед молодежью, рассказывал им события далекого Октября, о своей большой и интересной жизни.

Умер Заборо Емельян Лаврентьевич в 1977 году в возрасте 84 лет.

 

Гражданская война (1917-1923)

В Ляличах в октябрьские дни распоряжалась Ляличская волость, в которой ведущими работниками были – Шалюпо Михаил Павлович, Ждановский Василий Тарасович, Коваленко Леон Минович, Фещенко Александр Иванович и другие. Затем хозяином усадьбы стал комитет бедноты.

В начале 1919 года в селе основали молодежный кружок «Юность - вперед».  Руководил кружком  Пикин Т.Г., важную роль играл В. Соломенный.  Он написал пьесу «Герои Октября», которая была поставлена на Ляличской сцене членами кружка. Декорации для сцены рисовал Гвоздик Кузьма Никитич. Многие участники кружка вошли затем в состав Ляличской комсомольской ячейки.

1919 – самый трудный год. Советское государство всеми силами стремилось удержать власть. Национализация промышленности, земли и др. вызвало волну недовольства среди противников новой власти, центром которых были генералы и офицеры бывшей царской армии. Начались  вооруженные столкновения  с Армией Колчака, Деникина, Юденича.

12 июня 1919 года в Ляличах проведена мобилизация. В ряды Красной Армии влились 250 опытных солдат,  в числе которых  были:  Белохон Михаил Степанович, братья Туболевы Иван и Александр,  Ждановские Василий и Иван (Василий после гражданской войны был офицером,  дослужился до звания полковника, погиб в годы  Великой Отечественной войны).  Ушел добровольцем и семнадцатилетний юноша Пикин Алексей Моисеевич, сражался за власть до полной победы.

В стране разруха.  У хлебных магазинов очереди из голодных людей. В январе 1919 года была введена  продовольственная разверстка. Одни крестьяне сдавали хлеб добровольно, другие оказывали сопротивление и прятали хлеб.  Для таких строптивых из Клинцов (после изгнания немцев уездный центр из Суража был переведен в город Клинцы)  прибыл отряд под командованием Картавенко с продкомиссаром М.И. Шалюпа. Эти товарищи были бесцеремонны, заходили в дома и забирали продовольствие силой.  

В 1924 году  сгорел большой дворец, причины пожара  остались загадкой.

В 1926 году образовалась еврейская коммуна из 42 хозяйств, действовавшая до 1941 года.

 

Коллективизация.

Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 год (в западной части страны — до 1950 года).

С весны 1929 года в Ляличах начали воплощать в жизнь директиву о всеобщей коллективизации сельского хозяйства. В конце августа 1929 года в юго-западной части Ляличей, называемой Городком, а по стародавнему  - Брехуновкой, произошло яростное сопротивление колхозу со стороны женского населения. Около двухсот женщин организовали «Бабий бунт». Идейным вдохновителем этого бунта была Богданова Варвара Филипповна.  Женщины, вооружившись топорами, вилами, палками двинулись на  Городок, где колхозники, 13 человек, проведя митинг, прогнали плугами поперек «дедовских меж», первые «социалистические борозды». Разъяренные женщины поломали весь колхозный инвентарь, порезали конную сбрую, повыдергивали из земли столбы, прогнали с поля первого председателя и члена правления колхоза. Поднятые по тревоге взводы конной милиции и ОГПУ из Суража, Мглина, Клинцов и Унечи окружили женщин и начали жестоко сечь их нагайками, бить с коней сапогами, а упавших топтать лошадьми. Потом их окровавленных, погнали в центр села, где взяли под арест до особого распоряжения властей.  Было проведено расследование, состоялся суд, и 50 деревенских баб, получив от 5 до 10 лет заключения,  были увезены осенним прохладным днем из родных мест в места северные. Четыре семьи были высланы полностью: Карновичей, Пикиных, Хильковых и Гломаздо.  Многим из них не суждено было вернуться на  родину.  В организации восстания был обвинен священник Ляличской церкви Иоанн Яковлевич Крещановский, а так же Мысливцев, Соколов Александр, Бондаревский  Василий и Кащаев Никита. 7 сентября 1929 года за «подстрекательство баб против власти»  они были арестованы. 4 декабря 1929 года их расстреляли около деревни Вьюнки, по дороге в Клинцовскую тюрьму.

К вступлению в колхоз жители Ляличей относились с осторожностью. Дело новое, непонятное. Свой скот и свои орудия труда надо отнести в общак… жалко. Евланов Петр Михайлович сначала подал заявление в колхоз, потом по совету своей жены забрал заявление. Его примеру последовали еще несколько семей. Петр Михайлович был обвинен в агитации против Советской власти и признан врагом народа. После расстрелян.

Не желающим вступать в колхозы было жестко сказано, «чтобы вступали в него, иначе житья им на этой земле не  будет».  Вот так, приняв как неизбежность, люди с тяжелым чувством на душе «поголовно» записывались в колхоз.

 

Довоенный период.

В 1934 году кирпичный остов главного дворца был продан Суражской бумажной фабрике. Тогда же были разобраны и летний дворец, и памятник благодарности, исчезло большинство хозяйственных построек. Храм функционировал до 1937 года.

 

Великая Отечественная война.

17 августа 1943 года Суражский район был оккупирован немецко-фашистским захватчиками. Уроженец села Ляличи - Михальков Михаил Архипович отличился в бою с немецко-фашистскими захватчиками на Мангушевском плацдарме (Польша).  За личное мужество Михаилу Архиповичу Михалькову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 

Во время оккупации немцы церковь не трогали. В храме шла служба.

 

Послевоенное развитие народного хозяйства.

  

После войны церковь св. Екатерины разрушалась не только временем, но и людьми.

 

В 60-х годах ХХ в. северное крыло Ляличского дворца было отремонтировано. До 80-х годов здесь размещались начальные классы, спортивный и актовый зал, мастерские.

 

Социально-экономическое положение конца XX века.

Памятники истории и культуры.

В 1979 году храм признан памятником архитектуры федерального значения.

 

 

 

 

     

   
 

 Сураж-небольшой уютный и зеленый городок Брянщины, известный своей неповторимой красотой

     Гордимся историей края.

 Сураж относится к числу  древних городов Брянщины. Об этом свидетельствует городище, расположенное рядом с центром города на правом берегу реки Ипуть. 

                              ПОДРОБНЕЕ....

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код:

   

 или перейдите по ссылке ниже:

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/310872

 

 

 

 

© 2015 — 2025 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»
Яндекс.Метрика
Создание сайта — компания "Альма", 2015