Экологический календарь
11 января - День заповедников и национальных парков
2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий
14 марта - День действий в защиту Рек, Воды и Жизни.
21 марта - Международный День Лесов
21 марта - Всемирный день Земли
22 марта - Всемирный день Воды
29 марта - День защиты Земли
1 апреля - Международный день птиц
7 апреля - Всемирный день здоровья
15 апреля - День экологических знаний
15 апреля - 5 июня - Дни защиты от экологической опасности
18-22 апреля - Марш парков
22 апреля - Всемирный день Земли
26 апреля - День памяти погибших в радиационных катастрофах
3 мая - День Солнца
31 мая - Всемирный день без табака
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
8 июня - Всемирный день океанов
6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия
19 сентября (3-е воскресенье) - День леса
16 сентября - Международный день охраны озонового слоя Земли
4 октября - Международный день защиты животных
14 октября - День российских заповедников
Основные направления работы библиотек Суражского района на 2017 год в рамках Года экологии в России.
2013 год был Годом охраны окружающей среды в Российской Федерации. Правительством РФ 27 декабря 2012 года была утверждена государственная программа - «Охрана окружающей среды на период до 2020 года», в которой заложены базовые ориентиры и финансирование работ по сохранению экологии, ликвидации ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью. В рамках программы были реализованы такие основные направления, как регулирование качества окружающей среды, сохранение биоразнообразия, обеспечение научных исследований в Антарктике, а также повышение уровня государственного надзора и государственной экспертизы в области охраны окружающей среды. Кроме того, начали реализовывать мероприятия по федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы».
2017 - Год экологии в Российской федерации. Термин «Экология» получил признание с 1869 года благодаря немецкому биологу Э.Геккелю (1834-1919). Как самостоятельная наука «экология» оформилась к 1900 г. Слово «экология» образовано от греческого «oiкros», что означает дом, жилище. В буквальном смысле экология – наука об организмах «у себя дома». Экология– наука, изучающая условия существования живых организмов во взаимосвязи с окружающей средой.
Экологическая проблема возникла с появлением человека на Земле. В естественный и сбалансированный круговорот вещества в биосфере вклинился фактор хозяйственной деятельности человека, который неуклонно вносил дисбаланс в окружающую среду по мере своего развития. Глубокие потрясения, связанные с геноцидом, вначале по отношению к животному, а затем и растительному миру, наконец сокрушительное давление на земельные, водные ресурсы и атмосферу породили тот клубок противоречий, который называется проблемой выживания человечества.
Поэтому в настоящее время отмечаются разнообразные толкования содержания самого термина:
Экология - одна из биотических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания.
Экология -комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом.
Экология- особый научный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход).
Экология- совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).
Экология -наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники (глобальная экология).
Окружающая среда - совокупность природных условий, объектов живой и неживой природы, составляющих окружение живой системы (человека или животного) и постоянно взаимодействующих с ней.
Ни для кого не секрет, что причина современного кризисного экологического состояния заключается не только в самой разрушительной деятельности человека, она является лишь следствием исторически укоренившегося мировоззрения. Понимая важность основ экологического просвещения, библиотеки активно включились в разработку такой сложной и неоднозначной темы, как духовно-нравственное воспитание, поднимают вопросы экологической этики. Первое и главное орудие библиотекаря – книга. Начинать любое дело всегда лучше, опираясь на классические произведения, на труды учёных, философов, изучивших проблематику.
«Земля наш общий дом» – урок Лихачёва для читателей старшего школьного возраста. В этом небольшом философском эссе автор воссоздаёт необычный образ Земли как носительницы огромных ценностей мировой культуры. Лихачёв как философ прекрасно понимал, что природа и культура - звенья одной цепочки. Культура в изначальном её смысле не должна противостоять природе и её законам. Он сравнивает Землю с летящим в космосе Эрмитажем.
Цель экологического просвещения – формирование активной позиции. Какова конечная цель экологического просвещения? Формирование экологической культуры и экологического сознания – цели важные и вместе с тем глобальные. Вовлечение населения в конкретную природоохранную деятельность. Поэтому совместная эколого-практическая деятельность вне возрастов очень «демонстративна» с просветительской точки зрения. Примеров проведения библиотекой различных дней уборки мусора, посадки деревьев, акций по приготовлению кормушек, заботе о речке, роднике, роще и т. д. множество. Идея её вовлечения в культурно-экологическую жизнь родного города, посёлка, района не нова и успешно реализуется во многих уголках России. Надо отдать должное библиотекам: они являются активными участниками процесса экологического просвещения, взаимодействующими с различными природоохранными организациями, и иногда становятся единственным связующим звеном между государственными учреждениями и бизнес-структурами и населением.
Библиотека в системе экологического просвещения.
Большинство людей, к сожалению, не в полной мере отдают себе отчет в том, что происходит в экологии нашей планеты. События последних лет - экологические катастрофы, загрязнения воздуха, вырубка лесов, заставили библиотеки по-новому взглянуть на себя и свои возможности в системе экологического просвещения. Мировым сообществом признано и практикой подтверждается, что в решении экологических проблем, которые встали перед человечеством во второй половине XX века, огромное значение имеет правильно организованное образование и просвещение населения планеты в области экологии. Большое значение для развития экологического образования, просвещения и воспитания населения России в текущем десятилетии имеет Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», в котором расписана деятельность всех структур исполнительной власти, начиная с Правительства РФ, по развитию в стране экологического образования, просвещения и воспитания.
Почему важна именно роль библиотек? Да потому, что библиотека - это собрание информационной базы. Больше ни одно учреждение культуры этого не имеет. Библиотека важна тем, что в этом учреждении есть грамотные, с высшим образованием люди, которые готовы стать носителями экологической информации. Вот эти компоненты и делают библиотеку безальтернативным элементом в системе экологического просвещения. Необходимо добиваться, чтобы каждая библиотека, и каждый библиотекарь осознал необходимость этой работы. Речь идет о профессиональном обслуживании читателей по этой тематике. Основные направления работы библиотек:
- развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения, считающими это направление престижным для формирования имиджа компании;
- работа по целевым проектам, комплексным программам;
- непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;
- научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.
Для более эффективной и качественной работы библиотекам необходимо активизировать свою деятельность в области массового распространения экологических знаний и здорового образа жизни:
- раскрыть интересней и ярче свои фонды;
- постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;
- обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;
- изучать экологические проблемы своего района, города;
- расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;
- развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.
Программы по экологической работе должна содержать циклы познавательных экскурсий, экологические интеллект-игры, специальные занятия по экологии, встречи с интересными людьми, участие в народных праздниках.
Как показывает практика, эффективно работать по экологическому просвещению населения невозможно без взаимосвязи, тесного сотрудничества с природоохранными организациями, фондами, предприятиями, частными лицами. Поэтому в ходе деятельности по экологическому просвещению библиотеки должны координировать свою работу с разными специалистами: отделами культуры и отделами природных ресурсов и охраны окружающей среды администраций муниципальных образований, инженерами-экологами, писателями-краеведами. Особое внимание необходимо уделять внешнему облику библиотек. Известно, что «театр начинается с вешалки», а библиотека? С прибиблиотечной территории. Заботясь о своем внешнем облике, создавая цветники, клумбы, кустовые посадки вокруг библиотеки мы тем самым даем нашим читателям первый урок по формированию экологической культуры.
Одной из важных задач библиотек является воспитание понимания ценности природных богатств, любви к живой природе, стремление охранять окружающую среду и бережно относиться к своему здоровью. Поэтому все мероприятия, а также формы работы и сотрудничества должны быть направлены на то, чтобы заставить читателей задуматься над этими проблемами и найти правильное решение.
Основные группы пользователей библиотек по направлению экологического просвещения - это школьники, учителя, студенты. Но библиотеки должны информировать и взрослое население. Очень эффективной формой работы для данной категории читателей являются не совсем традиционные формы проведения мероприятий по экологии – это районные экологические акции или экологические виртуальные фотовыставки, видео-презентации, эколого-этнографические экспедиции, заочные познавательные путешествия, экологические лектории и др.
В основе информационной и просветительской деятельности библиотек лежит координация с государственными и общественными организациями, работающими в области экологии. Социальное партнерство с различными фондами, неправительственными организациями, учреждениями и предприятиями городов и поселков можно использовать для реализации различных проектов и программ экологической направленности. Проекты должны быть направлены на содействие формированию нравственных основ экологической культуры подрастающего поколения. Одно из основных направлений таких мероприятий – активизация деятельности различных учреждений по формированию у населения бережного отношения к природной среде.
Например, в рамках проекта «Мир экологии в мире просвещения: экологическая культура в интересах устойчивого развития» оформить подписку на журналы «Экология человека», «Экология производства», «Экология в школе»; провести рекламную акцию «Это наш мир - и нам его беречь» с целью привлечения горожан к очистке прилегающей территории и высадке кустов, цветов.
Проект тематической программы «Экология и библиотека», которую можно дополнить и развить с учетом конкретной библиотеки. Цель данной программы: экологическое воспитание молодёжи, всемерное содействие формированию активной жизненной позиции.
Задачи программы:
- максимальное предоставление информации по экологии Брянского края и Суражского района (города, поселка, села, деревни) пользователям библиотеки;
- проведение мероприятий экологической тематики;
- тесное сотрудничество с отделами культуры и отделами природных ресурсов и охраны окружающей среды администраций муниципальных образований, писателями-краеведами.
Содержание программы:
- организация открытых просмотров литературы и документов по проблемам экологии;
- проведение круглых столов, бесед, обзоров у выставок по вопросам экологии; освещение вопросов экологии в прессе и через мероприятия районного, общегородского, поселкового уровня.
Социальный эффект:
Глубина экологического вопроса, дискуссионность его обсуждения, разнообразие форм проведения мероприятий позволит всему населению района, города, поселка, а в частности молодёжи, более серьёзно подойти к теме охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Мероприятия программы:
- Семинар «Роль и участие учреждений культуры и образования в пропаганде экологических знаний»;
- Библиотечный пикник «Войди в природу с чистым сердцем»;
- День библиографии «Экологические лабиринты фонда»;
- Час экологии «По страницам книг в страну природы»;
Формы и методы работы библиотек в системе экологического просвещения
Использование новых технологий позволяет сделать интересной подачу информации, соединить книгу с мультимедиа-материалами, делая их интересными для молодежи. Библиотекари должны работать творчески, используя и нетрадиционные формы мероприятий: «Поле чудес», брейн-ринг, литературно-экологический круиз, видео-обзор, слайд–путешествие, экобеседа, пресс-досье, экологическое лото, заочное путешествие (виртуальное путешествие) и др. Например, можно провести «Декаду экологических знаний». При подведении ее итогов организовать игру «Знатоки экологии».
Как было сказано выше, библиотека играет исключительную роль в системе экологического просвещения, образования и воспитания экологической культуры, которая должна носить комплексный характер и осуществляться в течение всей жизни человека. Библиотеки должны выступить инициаторами сотрудничества с такими организациями, как комитеты по охране природы, краеведческими музеями, редакциями местных газет и журналов, учебными заведениями и другими заинтересованными организациями. Примеры массовых мероприятий:
Постоянно действующая книжная выставка «Экология – путь к пониманию природы», которая может состоять из четырех разделов:
- Экология – глобальная проблема XXI века
- Охранять природу, значит, охранять Родину
- В помощь воспитанию экологической культуре
- Мир природы на страницах книг
ü Дискуссия - «Открой мир здоровья» (рассмотрение тем: факторы эконарушения здоровья, экологозависимые заболевания, демографическая ситуация);
ü Экологическая трибуна - «Как защитить себя в условиях «плохой» экологии» (с обсуждением вопросов: среда обитания и здоровье человека, экологические проблемы выживания);
ü Урок доброты - «В ладах с природой, в мире с людьми»;
ü Экологическая игра - «Человек! Оглянись, остановись, подумай!» (может быть построена по типу судебного заседания);
ü Литературно-музыкальные вечера: «Путешествие на край земли», «Как прекрасен этот мир», «В защиту природы»;
ü Цветами улыбается Земля, акция добрых дел (оформление цветника совместно с читателями библиотеки)
ü Экологические турниры, игры: «Экологические шарады», «Реки, речки и моря на земле живут не зря», «Забавная арифметика на природе», «Юный эколог», «Путешествие на планету Земля» и др.
ü «Читать Распутина – постигать экологию России», урок экологии к 80-летию В.Г.Распутина
ü «Сердце, полное света», громкие чтения к 125-летию Константина Паустовского
Библиотеки в своей работе должны использовать самые разнообразные формы библиотечного обслуживания. Самыми эффективными являются районные экологические акции, которые необходимо проводить совместно с общественными организациями и учреждениями местного сообщества. Активно принимать участие в экологических акциях: «Посади дерево и сохрани его» (участие в благоустройстве, озеленении парков, скверов). Другие экологические акции под девизом: «Сохраним чистым наш город», «Природа - это наши корни, начало новой жизни» (акция по посадке деревьев и кустарников), «Оглянись на свой дом» (акция по облагораживанию жилых домов и населенных пунктов), «Живая вода» (экологическая акция по очистке родников, колодцев, малых рек на территории района…). Такие массовые акции имеют четкую социальную направленность и значимость, дают возможность библиотеке развивать свои «внешние» связи с природоохранными организациями, укреплять партнерские связи. Необходимо сделать так, что бы сажать деревья, кустарники и цветы там, где ты живешь, учишься, работаешь, стало доброй традицией наших населенных пунктов и библиотеки могут активно содействовать эти начинаниям.
Акции можно приурочивать датам экологического календаря: Всемирному Дню защиты от экологической опасности, Всемирному Дню защиты животных, Всемирному Дню окружающей среды, Международному Дню птиц, Всемирному Дню здоровья, Всемирному Дню водных ресурсов, Дню земли, Дню солнца, Международному Дню биологического разнообразия.
Общероссийские дни защиты от экологической опасности посвящены датам экологического календаря: Всемирному Дню защиты от экологической опасности (ежегодно с 20 марта по 5 июня), Дню экологических знаний (15 апреля), Всемирному дню окружающей среды (5 июня), Всемирному дню защиты животных (4 октября), Всероссийскому дню заповедников и национальных парков (11 января). Рекомендуем провести цикл мероприятий.
ü урок экологической культуры «Землянам чистую планету!»;
ü экологический пресс-экспресс «Нам жить на этой планете»;
ü оформить книжную выставку «Живи, планета Земля!» и др.
Можно также разработать проект по экологическому просвещению населения в Дни защиты от экологической опасности «Беречь родную Землю». В рамках проекта провести: видео-экологические уроки: «Чернобыльская быль», «По страницам Красной книги». Литературно-музыкальный вечер «Союз души с родной природой», экологический турнир по произведениям художественной литературы «Эта хрупкая планета». Организовать практические акции по защите природы, спасению окружающего мира от мусора.
В нашем календаре существует две даты, когда отмечается День Земли: 21 марта и 22 апреля. Но если мартовский праздник призывает людей к мирному сосуществованию, то целями празднования апрельской даты является объединение всего населения нашей планеты для защиты окружающей среды.
11 января - Всероссийский день заповедников и национальных парков
Одним из наиболее ценных видов природных ресурсов являются заповедники, национальные и природные парки, заказники. Они являются не только источниками чистой воды и чистого воздуха, но и естественными музеями под открытым небом с богатейшей эколого-образовательной средой для воспитания и роста экологической культуры подрастающего поколения.
22 марта - Всемирный день воды (День охраны водных ресурсов). Рекомендуем организовать развлекательно-познавательную игру «Вода и человек». Участникам мероприятия рассказать о тайнах подводного мира с помощью презентаций интернет сайтов.
1 апреля - Международный день птиц. Международный день птиц - интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно 1 апреля. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешиваются скворечники и «птичьи домики». Цель праздника - сохранить видовое разнообразие и численность диких птиц. В библиотеках можно организовать конкурс на лучший скворечник. Подготовить презентации книг о птицах, животных, насекомых, рыбах.
15 апреля - Международный День экологических знаний.
План мероприятий может быть обширным: от акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» до литературно - музыкальной программы «Природа просит помощи». В программу можно включить викторины на темы: «Что мы знаем о правилах противопожарной безопасности?» с целью предупреждения пожаров от детских шалостей с огнем, экологический час «Как вести себя в лесу», на котором ознакомить подростков с правилами поведения и техникой безопасности на природе, с элементарной культурой поведения при выездах в лес.
22 апреля - Всемирная акция «День Земли». День защиты Земли призывает всех жителей планеты творить добрые дела и защищать природу, бережно относиться ко всему живому. К этому дню организовать книжно-иллюстративную выставку «Берегите землю, берегите!». Организовать необычное путешествие по «Стране растительного мира» - рассказать о местной флоре, познакомить с лекарственными травами и многое др.
Весенняя неделя Добра. Организовать акцию под девизом «Через добрые дела – к культуре мира» с целью пропаганды позитивных идей добровольного служения обществу и оказания практического содействия в решении актуальных, социально-значимых проблем местного сообщества через выстраивание партнерских отношений с органами исполнительной власти, местного самоуправления и средствами массовой информации. Посвящена одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.
12 мая - День экологического образования. Провести экологический час «Охраняй родную природу». В библиотеке развернуть книжную выставку «Мой дом – природа», где представить «Красную книгу» России, энциклопедии по экологии, атласы животного и растительного мира нашей Земли, интересные факты из жизни животных.
5 июня - Всемирный день окружающей среды и день эколога. Всемирный день окружающей среды отмечается ежегодно во всем мире с 1972 года 5 июня. Впервые День эколога стал официально отмечаться в России как профессиональный праздник 5 июня 2008 года после того, как В. Путин подписал Указ «О Дне эколога». Появление этого праздника в России подчеркивает важность профессиональной деятельности государственных природоохранных учреждений всех уровней, неправительственных экологических организаций и всех, кто способствует сохранению природы и окружающей среды. В рамках экологического праздника, посвященного Всемирному дню окружающей среды и дню эколога, можно провести час занимательной экологии «Земля в объятиях Солнца» и экологический экскурс «Отчего так в России березы шумят…», День информации «Страна непуганых зверей».
День работников леса отмечается в третье воскресенье сентября. В этот день организовать фотовыставку лесных пейзажей местных фотографов «Сохраним для наших потомков», провести информационный час «Лес и его обитатели» и игру-викторину «Лесной серпантин».
Клубы по интересам и любительские объединения по экологии и охране природы
Заключение. Экологическая культура не дается человеку от рождения, она воспитывается на протяжении всей жизни человека. Это непрерывный процесс, сейчас от каждого из нас зависит судьба планеты в наступившем XXI веке. Формировать экологическую культуру можно, занимаясь и патриотическим воспитанием, и эстетическим, и духовно-нравственным, литературным краеведением, профориентацией. Это направление перспективное, потому что проблем такого плана не становится меньше, в их решении заинтересованы различные организации, сотрудничество с которыми будет полезно библиотекам. Экологическое образование – это сложный, многоаспектный и длительный процесс, это систематическое, непрерывное и последовательное воздействие на личность в продолжение всей жизни, поэтому важно акцентировать внимание на экологическом поведении пользователей всех возрастов - и юношества, и взрослого населения. С этой целью необходимо разрабатывать новые подходы и формы библиотечной работы, которые будут способствовать развитию экологического поведения, формировать экологическое мировоззрение (экоцентрическое сознание).
В заключение следует отметить, что экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Это не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по всем аспектам экологических проблем. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает. Формирование экологической культуры (экологического мировоззрения) процесс сложный и длительный, призванный содействовать улучшению условий проживания нынешнего и будущего поколений, повышению личной ответственности за окружающий мир. Просветительскую функцию в деле формирования экологической культуры библиотека взяла на себя, как самый открытый и доступный общественный институт, доказав тем самым, что помимо информационного, образовательного и правового центра, библиотека может стать и центром экологическим, не только распространяющим экологические знания, но и воплощающим их на практике.