Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Наверх
 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»

 

 

 

г. Сураж, ул. Белорусская, д. 33
 
e-mail: surbibl@mail.ru
 
+7 (48330) 213-74

  

 

Главная / Суражский край / История малых деревень

 

ИСТОРИЯ ПОСЁЛКА КРАСНЫЙ БОР  

(Овчинское сельское поселение)

Сколько на нашей земле маленьких деревень и поселков! Немало их и на суражской земле. Их история затерялась среди истории России. Но без истории маленькой деревни, нет истории нашей страны.

    Предлагаем вам историю посёлка Красный Бор,  расположенного в пяти километрах от села Овчинец.  Его история началась в 1920 году по действующей тогда программе переселения жителей, то есть крестьянам было разрешено переселяться на отдаленные земли и создавать там новые поселения. Так часть жителей из деревни Дроков «отделилась», они образовали новый поселок Красный Бор.

Этот процесс, координируемый властями, происходил так. Сначала все жители села собирались на сходку, им зачитывали решение о необходимости освоения новых земель. Рассказывали и о льготах. Так, например, будущим переселенцам предлагались лучшие земли и в большем размере, чем они до того имели. Затем селяне, желающие переселиться, решали, где они будут жить. Так как группировались они главным образом по родству, знакомству и дружбе, то обычно этот вопрос вызывал жаркие споры. В семьях возникали раздоры. Например, муж хотел переселиться со своими родственниками, а жена – со своими. Долго рядились, записывались, выписывались...

Был и такой нюанс: на переселение могли пойти только те семьи, в которых была мужская рабочая сила, а еще имелись постройки, которые можно было разобрать и перевезти.  Беднякам же переселение было не под силу.

Но, наконец, поселок Красный Бор был «укомплектован». Насчитывал он 36 дворов, в которых проживало около 70 человек. Образованный на основе поселка колхоз назвали также – «Красный Бор». Так как люди здесь жили трудолюбивые, они быстро обзавелись хозяйством. В колхозе было немало коней, коров, овец, телят, свиней, кур. Имелись и сараи, кладовые, гумна, словом, все, что нужно для безбедного проживания.

Есть у этого поселка и одна особенность. Почти по центру пролегает ров, в котором бьют родники. Со всех сторон его окружает березовый лес. Красавицы-березки подступают к самым домам или огородам. Вышел из дома – и вот он лес рядом.  В лесу было много грибов и ягод, и земля, самая дорогая для крестьянина, была рядом и очень плодородной.

Прошли десятки лет. Постепенно молодежь покидала родные дома. Сейчас здесь живут только два человека. Одна из жителей Агафья Ефимовна Шевкунова поделилась своими воспоминаниями:

– Вся моя жизнь связана с этим поселком. Здесь я родилась, училась, работала, мечтала о будущем. Но, к сожалению, все мои планы разрушила война. Началась она, когда я еще была совсем ребенком, только-только окончила пятый класс. Помню, как уходили мужчины на фронт, как плакали провожающие их родные, как выживали оставшиеся в поселке старики, женщины и дети. Было очень трудно. Колхозных коров и лошадей в основном угнали, а свиней и кур порезали занявшие поселок немцы. Работали мы много. Наравне со взрослыми жали жито, а затем перетаскивали его к гумнам. Весной сеяли, на себе таскали плуги, но в основном вскапывали землю лопатой и под ячмень, и под жито. Жили дружно и старались помогать друг другу.  Как могли, поддерживали и партизан, которые расположились в клетнянском лесу.

 После войны, когда надо было восстанавливать разрушенное хозяйство, тоже было нелегко. Но мы так были переполнены радостью, что война закончилась, что готовы были работать день и ночь, лишь бы наша страна снова окрепла. Мы с братом Федосом выращивали молодняк лошадей. По очереди пасли ночью жеребят. Помню, мне все время сильно хотелось хлеба. Мне казалось, вкуснее в мире ничего больше нет. Хлеб в поселке пекли женщины поочередно. Кто гребет сено, тому давали полфунта хлеба, а кто косит – тому фунт. Я косила наравне с мужчинами с 13 лет. С утра до позднего вечера трудились в колхозе, а по вечерам вязали, шили, ткали. Как бы ни уставали, все равно старались, чтобы одежда была нарядной.

В 1950 году мелкие колхозы присоединялись к более крупным. «Красный Бор» объединили с колхозом «Верховой» и новый колхоз назвали именем Суворова. Его председателем избрали В.Р. Мартыненко.

– Сейчас в поселке живут два человека: я да Григорий Егорович Шевкунов, – печалится Агафья Ефимовна. – Ко мне часто приезжает внучка, она мне и привозит все необходимое. Приходит почтальон. Приносит новости, пенсию. Жизнь протекает тихо. Со всеми трудностями стараемся справляться сами.

         

Т. И. Арефина, библиотекарь Овчинской сельской библиотеки-

филиала МБУК «СРМБ»

 

ИСТОРИЯ ПОСЁЛКА ВАСЕНКОВ

(Дубровское сельское поселение)

 

       Изначально местность, где сейчас находится посёлок Васенков, была покрыта сплошным лесом. По народным преданиям, первой здесь поселилась женщина по имени Василиса. Беглянка не подчинилась властям («паня Вася не пошла служить в пригон»). Муж её родом был из Лялич. Именем этой женщины и был назван данный населённый пункт. Поначалу он был просто хутор. Но со временем здесь стали селиться люди. Земля была поделена помещиками. Пан Непрей, пан Азар, пан Курила. У пана Курило был добротный дом, большое озеро, сад, огороженный высоким забором, своя криница, баня, много земли, его охраняли всадники-черкесы. Это также народное предание.

     Васенков находится в 1 километре к юго-востоку от Дубровки. Упоминается со второй половины 18 века.  В 1866 году было зафиксировано 10 дворов, проживало 54 человека мужского пола и 58 человек женского пола. По переписи 1910 года на хуторе Васенков было 30 дворов, проживало 138 мужчин и 135 женщин. Люди жили тогда большими семьями, в каждой – 8-10 детей, обрабатывали от 5 до 30 гектаров земли. Держали скот: до четырёх коней, по четыре-пять коров, много овец, свиней, разной птицы. Сеяли коноплю, гречиху, горох, лён, просо, рожь, овёс, высаживали овощи.  Люди здесь жили трудолюбивые. У Лобач Владимира Акимовича была ветряная мельница. У Васенко Ильи Марковича – пасека в 200 ульев. У Васенко Ивана – маслобойня. Васенко Пётр Павлович держал кузницу.

В 1924 году разделили землю, по 1 гектару на душу населения

В 1929 на хуторе Васенков проживало 300 человек (наибольшее количество жителей за историю посёлка).

В 1931 году был организован колхоз «Васенков». Первым председателем стал  Васенко Емельян Евдокимович. Первые колхозники – Лобач Фёдор Янович, Гаврусев Тарас Петрович, Лобач Моисей Михайлович, Васенко Григорий Иванович, Лобач Роман Яковлевич, Лобач Кондрат Филимонович. В колхозе было две полеводческие бригады. Землю поделили: по 25 соток выделили для индивидуального пользования, остальная земля – колхозная. Колхозу ещё выделили 70 гектаров у села Красное, это были заливные луга, там косили сено. Счетоводом был Лобач Иван Моисеевич, бригадиром – Васенко Афанасий Петрович. В колхозе была организована животноводческая ферма: 15 коров, 10 коней, овцы, свиньи. Ухаживали за животными, а заодно были и доярками Гаврусева Евдокия Тарасовна, Васенко Александра Герасимовна, Васенко Анна Фёдоровна, конюхами – Гаврусев Тарас Петрович, Лобач Владимир Акимович, Лобач Моисей Иванович. В колхозе были большие сараи, которые использовались под ферму, также глиняный амбар под зернохранилище, клети. В колхозе была своя баня, топили её по субботам Васенко Фёдор Трифонович и Васенко Марк Фомич. В 1932 году у посёлка посадили сад. Организовали ясли, няней работала Лобач Наталья.

     В 1933 году пережили голод.

     В годы войны фашисты задержались  в посёлке на один день при наступлении; при отступлении бои на территории Васенкова шли три дня. Немцы при отступлении сожгли несколько домов (Гаврусевой Ксении Николаевны, Власенко Марка Фомича и других).

     1948 год был самым тяжёлым послевоенным годом, люди вновь пережили голод. Работать было некому, много мужчин погибло на фронтах Великой Отечественной войны, коней в колхозе не осталось вообще. Пахали на себе женщины, подростки и даже дети помогали.

     При укрупнении колхозов, колхоз «Васенков» присоединили к колхозу «Путь Ильича».

     В посёлке Васенков родились и выросли будущие кандидат медицинских наук Васенко Валентина Ивановна, кандидат технических наук, изобретатель Васенко Иван Петрович, подполковник милиции Васенко Василий Ильич.

     Сейчас в посёлке проживает 12 человек.

Материал  подготовлен по воспоминаниям местных жителей. 

С  более подробной информацией о  посёлке Васенков   можете  ознакомиться  с публикацией в районной газете "Восход": Васенко, И. О войне: шел парнишке десятый годок // Восход.-2002.- №37, №43-44, №52, №59, №67, №76, №80.

 

Информация представлена библиотекарем Дубровской сельской библиотеки

 Дедковой Людмилой Алексеевной

 

                                                                                                                                       

                                 ИСТОРИЯ ХУТОРА МАЛАХОВ

                                                                   (Дегтярёвское поселение)                                         

 

    Хутор Малахов находится на территории Дегтярёвского сельского поселения Суражского района, Брянской области, в 3 км  к юго- востоку от деревни Вьюково. Возник в конце 19- века.

  Хутор Малахов основан в 1865 году двумя братьями, выходцами из  деревни Вьюково. Одного из братьев звали Янко, а второго – Малах, поэтому  хутор называют  Малахов или Янкин, что одинаково верно исторически, но  официальное название этого населённого пункта – хутор Малахов.

  Братья жили дружно, были они помещичьими крестьянами, имели по добротному дому, состоявшему из одной комнаты. Поженив своих сыновей, они продолжали жить все в одной семье, так как считали большим позором отделять молодожёнов от своих отцов и матерей.

 Состав семьи доходили до 30-35 человек, становилось тесно в доме, особенно за столом во время обеда. И обычно взрослые ели за столом, а дети  - возле печи, на полу, все из одной миски.

 Хлеб пекли невестки-молодухи по очереди, под надзором свекрови.

  Но семьи разрастались, и братья Янко и Малах стали строить дома для своих сыновей. Хутор расширялся, и в 1915 году на хуторе уже насчитывалось 6 домов, жили дружно, уважали старших.

Крестьяне хутора по сравнению с соседями, считались зажиточными, из-за зависти их называли «семиконниками». Мужчины одевались   бедно, зато любили наряжать женщин, тем и гордились, особенно любуясь ими в церкви. Одевались мужчины в белые холщовые штаны, вышитые рубашки, белые свитки (разновидность кафтана из домотканого полотна), носили лапти, белые портянки, а в церковь ходили в сапогах, вернее, одевали их возле церкви.

  Все сэкономленные деньги шли на покупку земель, так как тот крестьянин считался богаче, кто имел больше земли.

  Многие зажиточные крестьяне после революции даже приобрели  сельскохозяйственную технику.

  Но все они были раскулачены, когда на хуторе Малахов в 1931 году организовался колхоз. Первым председателем колхоза был коммунист Беликов из деревни Долотня,  колхоз стал самым лучшим колхозом Вьюковского сельского совета, назывался он «Зелёная роща». Первый автомобиль из всей округи получил водитель  именно из этого колхоза -  Ячменев Василий Владимирович. Колхозники по традиции оставались дружными и трудолюбивыми. Все радости и горести  разрешались всем хутором (свадьбы, крестины, похороны).

   Жители хутора стремились   к знаниям, почти все получали те или иные специальности. Из хутора вышло 18 учителей, несколько врачей, инженеров.Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. никто из жителей хутора Малахова не стал изменником Родины, все честно участвовали в партизанской борьбе или сражались на фронте в рядах Красной Армии. Ветераны войны: Федосенко Михаил Иванович, Федосенко Григорий Федосович, Павлюченко Егор Иванович.  Во время войны работали в колхозе, не жалея себя Ячменева Анна Владимировна, Федосенко Пелагея Павловна, Павлюченко Анастасия Григорьевна, Федосенко Матрёна Гавриловна, Павлюченко Евдокия Владимировна, Федосенко Василий Федосович, Федосенко Ксения Васильевна, Мартыненко Фаина Ильинична, Мартыненко Федос Васильевич, Федосенко  Яков Иванович, Федосенко Мавра Михайловна, Веремьёв Алексей Евдокимович, Веремьёва Анна Андреевна. Гавриленко Анастасия Ивановна работала учителем начальных классов в деревне Садовая, сейчас она  проживает в г. Сураже, ей 94 года.

  В настоящее время на  хуторе Малахов уже никто не живёт: кто-то умер, а кто-то переехал в другие места. Иногда летом заезжают дальние родственники полюбоваться  природой, набрать грибов, ягод и почтить память  предков.

 

Информация представлена библиотекарем Вьюковской сельской библиотеки

Азаренко Л.Ф.

 

Из истории посёлка Красный Пахарь

(Лопазненское поселение)

Воспоминания Михаила Семёновича Зуева (03.03.1936 г.р.)

 

     Начало зарождения поселка Красный Пахарь относится еще к временам Петра Алексеевича Столыпина. До 1906 года крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.

  Столыпинская аграрная реформа была направлена на предоставление права крестьянину выхода из крестьянской общины и закрепление за ним надела земли в частную собственность. Вот несколько крестьян из села Лопазна и воспользовались правом на создание обособленных хозяйств - хуторов. Земли, выделенные им, находились на территории Красного Пахаря,  они были изрезаны рвами. Поселения расположились на противоположных сторонах рвов. Одними из первых хуторян были семья Пащенко и Надточей, а затем к ним присоединились семья Корновичей и Анютка (до наших дней сохранился Анюткин сад).

   Постепенно желающих иметь свое собственное хозяйство стало больше, и поселок стал насчитывать уже тридцать хуторов. Каждый двор – это было отдельное хозяйство со своим гумном, амбаром, хозяйственными постройками.

   Самой главной постройкой было гумно. Гумно – это помещение для обработки зерновых культур. Сжатые и связанные снопы привозили с поля на гумно, где оно просушивалось в овине, молотилось на току, обвевалось и затем отправлялось на хранение в амбар. После обмолотки солому связывали в кули и бережно хранили, так как это был основной строительный материал для кровли крыш. На зиму гумно становилось местом хранения сена. Кроме зерновых, в крестьянских хозяйствах выращивалась конопля. Из ее волокон производили веревки. Процесс этот был длительным. После созревания конопли семена обрезали, а стебли опускали в «сажелки». Это были ямы, наполненные водой. Здесь замачивалась пенька (волокно стеблей конопли), которую прижимали колодками. После вымачивания снопы ставили в «козлы» (постановка снопов крест на крест) на просушку. Все снопы свозили в одно мест, где в мялках их обрабатывали, т.е. высвобождали волокно от стебля. Для полной очистки волокна использовались «трепышки», а трепкой занимались только женщины. Это был тяжёлый труд. (Канаты и верёвки из пеньки до сих пор используются, так как  отличаются особой прочностью и стойкостью, не изнашиваются даже от контакта с морской солью.)

   Еще одной приоритетной культурой для возделывания был лен. Лен не замачивался, а напротив, расстилался на самом ровно лугу. Для освобождения волокна из стебля его протягивали через специальные железные валики с зубцами - «мялица». А сушили лен в банях. Эти хутора были крепкими крестьянскими хозяйствами, и просуществовали они до коллективизации.

    По сути, коллективизация – это был обратный процесс объединения в общины, из которых эти крестьяне только что вышли и создали свои хозяйства. Конечно, не все жители хуторов хотели вступать в колхоз, и они были раскулачены. У них забрали все их хозяйство, дома и сами семьи отправили в неизвестном направлении. Таких было дворов пять. Это семьи Пащенко, Надточей, Корневичей и др.

    После создания колхоза, отдельные хутора перестали существовать и появились улицы. Их было три: улица Степановка, улица Добрица и улица … . Скот из отдельных хозяйств собрали в общие коровник, конюшню, свинарник, овчарню. Земельные же участки были поделены межами. Для объединения их в общее колхозное поле нужно было эти межи запахать. Для этих целей был прислан трактор. Называли его «колесником». Это были еще первые модели механизированной техники с большими железными колесами и железными шипами. Конечно, в то время трактор был большая невидаль, и посмотреть собралось все село. Да и событие было общего масштаба – запахать первое колхозное поле. Так получилось, что тракторист, который пахал землю, был в красной рубахе. И с чьей – то легкой руки колхоз решили так и назвать – Красный Пахарь.

    Большинство работ в колхозе по-прежнему выполнялись вручную. Например, колхозное стадо коров насчитывало приблизительно 50 голов. Доили их три доярки: Гришечко Пекла Ивановна, Дубинина Пекла Ивановна и … . Для сохранности молока использовали специальный «холодильник». Это была вырытая в земле большая и глубокая траншея, в которую укладывались глыбы льда. Лед привозили зимой с луга, т.к. там он был чище. Затем сверху его укрывали соломой, опилками, что защищало от таяния летом. На лед ставили бидоны с молоком. Приемщиком молока была Дубинина Степанида Малаховна. Бидоны загружались на телегу, и она отвозила молоко на фабрику «Пролетарий» в Сураж. 

    Животноводом на ферме работал Гришечко Василий.

    Постепенно люди стали привыкать к новому укладу своей жизни. Однако были напуганы, боялись сказать лишнее слово, так как власть преподавала уроки. Однажды, на собрании в конторе одна из женщин сказала фразу «Ваш Сталин». Дубинин Ефим Кондратьевич («Хохол»), работавший счетоводом в колхозе, как сознательный гражданин, заявил об этом инциденте властям. Такая неосторожность стоила Дубининой Алексании пяти лет тюремного заключения. Дома с мужем остались пятеро детей.

    А вот другая история. На Красном Пахаре проживала семья мещан Клещевых Федора Степановича и Людмилы Александровны. Люди это были образованные. Но вступить в колхоз отказались. Доподлинно неизвестно, что стало с Федором Степановичем, куда-то он исчез. А его жена и шестеро детей проживали в поселке. Людмила Федоровна работала учителем в Лопазненской школе, а после Великой Отечественной войны обучала детей у себя на дому на Красном Пахаре. В дальнейшем двое её детей уехали жить в Удмуртию. Клещева Маргарита Федоровна вышла замуж и уехала жить в Мглин, где работала учителем. Клещева Вера Федоровна тоже по образованию была учителем. Она вышла замуж за полковника. Сын Александр Федорович стал инженером и жил в Ленинграде. Дочь Наталья Федоровна вышла замуж за дубровчанина (д. Дубровка).

    Дед мой, Дубинин Иван Григорьевич, переехал из Лопазны на Красный Пахарь еще в период хуторов. В семье было шестеро детей, двое умерли, а осталось четыре дочери:

Дубинина Пекла Ивановна – моя мать

Дубинина Евдокия Ивановна – мать Банниковой Надежды

Дубинина Мария Ивановна – в дальнейшем уехала в Донецкую область.

Дубинина Домна Ивановна – мать Кругликовой Марии.

В период колхозной жизни он был пасечником. В его ведении насчитывалось примерно 30 пчелиных семей. Они были собраны также у людей.

    По отцовской линии дед Зуев Григорий служил дьяком в Ляличской церкви. По меркам того времени он был довольно зажиточным человеком, так как ездил в упряжке из двух лошадей. Дед оказался в ссылке, а двое его сыновей не стали дожидаться такой же участи и уехали в Украину. Третий сын, Зуев Семен Григорьевич, вместе со своей матерью переехал на Красный Пахарь, где женился на Дубининой Пекле Ивановне. В колхозе он стал бригадиром полеводческой бригады. В 1939 году его забрали на Финскую войну. После ее окончания вернулся домой.

     К 1939-40 годам колхоз окреп. Колхозникам в уплату за работу стали делить и выдавать излишки зерна, меда и т.п. Люди стали налаживать свой быт. Но…

Но тут нагрянула Великая Отечественная война. Все мужчины ушли на фронт. Также забрали лучших рабочих лошадей. Все колхозное стадо коров отправили в тыл за Брянск. Перегонкой занимались Дубинин Михаил Федорович и Дубинина Нина Ефимовна.

   В поселке остались женщины, старики и дети. Но девиз был: «Все для фронта! Все для Победы!» И люди продолжали работать, хотя все приходилось выполнять вручную. Даже поля вскапывали лопатами.

      Примерно в 1942 году в Лопазну и на Красный Пахарь вступили немецкие войска. Солдаты расположились во всех дворах по-хозяйски. Резали оставшуюся живность, жарили, парили. Готовили самостоятельно, местных женщин не привлекали. Печи топились практически постоянно так, что кирпич становился красным от жары. Во дворах стояли кони-тяжеловозы. Оказалось, они перетягивали пушки, которые немцы замаскировали в Даниловом саду.

     Местные жители прятались по окопам и мшаникам. В одном из таких мшаников прятались и мы. Пока однажды выстрел из пушки не попал в наше укрытие. К счастью там никого не было, но мшаник был разрушен, нам с мамой и сестрой пришлось перебраться в Кузьмин окоп. Однажды его обнаружил немец и зашел к нам. Все перепугались, а он на смеси немецко-русских слов дал понять: «Не бойтесь. Я вот здесь воюю, а дома у меня пятеро детей». Некоторые женщины, особенно бесстрашные, делали вылазки к немцам, чтобы добыть детям какую-нибудь картошку. В другой раз, мимо окопа проезжал мотоциклист, остановился. Все замерли. Меня бабушка спрятала под сарафан. Как будто это спасло бы! Постоял, уехал. Видимо, разведчик. Я же ребенком был. Выскочил из окопа, побежал посмотреть из любопытства. Смотрю, ветряная мельница горит. Амбары тоже сжигали вместе с зерном. Базы раскрыли и увезли.

     После отступления немцев и освобождения Лопазны, Клещева Людмила Александровна в своем доме организовала школу для ребятишек. Дети здесь были всех возрастов.

    Женщины и подростки начали обрабатывать землю – пахали, боронили – все на себе, на своих плечах. После окончания войны стали возвращаться оставшиеся в живых мужчины.

    Первым послевоенным председателем был назначен старик Дубинин Григорий Аврамович .

     А потом возвратившиеся с войны с ранениями Дубинин Денис Игнатьевич, Дубинин Михаил Филатович, Сильченко Василий Арсеньевич. Последний наиболее сильно проявил свои организаторские качества, и работа пошла дружнее.

     Одной из вынужденных мер для улучшения производительности труда была кастрация молодых быков. После отела чудом оставшихся коров хозяева обязаны были бычков отдавать в колхоз. Там их подращивали и кастрировали. После этого их можно было запрягать в плуг или в телегу. Это было совсем непростое дело, так как бык был сильным и плохо управляемым животным и зачастую не слушался своего погонщика.

     В 1947 год был введен продуктовый налог. Это было для людей тяжелое бремя. Каждая семья должна была сдать государству 250 литров молока, 250 штук яиц, 40 кг мяса, шерсть и т.д. Если у семьи не было таких продуктов, то нужно было купить и сдать.

   На смену Сильченко Василию Арсеньевичу на председательскую должность заступила Сильченко Анастасия Филипповна. Она научила женщин косить. Выкашивалась все рвы, болота.

   До 1952 года на территории Лопазненского сельского совета существовало 6 колхозов: «Ударник» (на улице Дубиновка), «Красный Пахарь (в поселке Красный Пахарь), «Новая Гришановка» (ул. Гришановка), «Гора» (ул. Гора), «Герой труда» (ул. Жариновка), «Гигант» (ул. Ольховка).

     После объединения стал один колхоз «Родина», председатель - Дубинин Александр Никифорович. Здание конторы с Красного Пахаря перенесли в Лопазну (в дальнейшем, это здание аптеки). В колхозе стали появляться машины. Их было три. И два трактора: «Нати» и «Дт – 54». Но машины берегли. Большинство работ по-прежнему делали вручную. Косили овес, ячмень, гречку, пшеницу, жито. Торф возили на лошадях и машинах.

    В 1961 году перешли на денежную оплату труда.

 

Записала Зуева Надежда Михайловна (невестка М.С.Зуева), г. Клинцы  

Материал предоставлен библиотекарем Лопазненской сельской библиотеки В.Н. Дубининой. Сбор материала продолжается

 

 

Из истории посёлка "Сенькин Ров" 

(Лопазненское поселение)

Первые поселенцы в Сенькином Рву появились в середине 1924 года. Название ему дали по имени первого участника жеребь­евки, вытащившего билет на участок возле оврага. Им оказался Семен Евдокимович Горельченко.

Одновременно с возведением жилья на­чали обустраивать овины: появились Дени­сово, Силуково, Гришуково, Евмененково, Галмоново гумна (по деревенским прозви­щам их владельцев), Тимохова пасека на 80 пчелиных семей. Дома, как и гумна, строи­ли сообща: собравшаяся “толока” возводила строение, как правило, за один, реже за два дня. После завершения строительства “объекта” гуляли за щедро накрытым хозяе­вами столом.

Клич о создании коллективных артелей здесь был воспринят как само собой разу­меющееся веление времени, ведь работать сообща привыкли с первого дня, и все 33 хозяйства вступили в колхоз, который не мудрствуя лукаво назвали, как и поселок, «Сенькин Ров». Свезли на бригаду плуги, конные телеги, привели коней, коров, со­брали пчел в общую пасеку. Во многом благодаря такой активности никто из жите­лей Сенькиного Рва не был раскулачен и не пострадал во время принудительного переселения. Сообща стали строить теперь уже общественные гумна, коровники, конюшни, погреб для хранения овощей, овчарню, посадили сад. Первыми во всей округе возве­ли клуб, баню.

   Председателем артели избрали Дмитрия Шкрыгунова, бухгалтеру Александру Анд­реевичу Нестеренко вменили и обязанности быть одновременно зоотехником и агроно­мом. Кладовщиком назначили Архипа Иудовича Сильченко, бригадиром – Данилу Семёновича Бохана.

Колхоз вскоре был признан одним из лучших в округе. В довоенную пору полу­чали на трудодень по 2 килограмма зерна, 5 - картофеля, помидоры, капусту, мед. Госу­дарственные поставки перевыполняли в полтора-два раза. Сегодня это может пока­заться неправдоподобным, но в хозяйстве не было сторожей, за порядком и сохранно­стью продукции следили сообща.

В Сенькином Рву привычными стали показы кинофильмов, постановки концертов и даже не­больших спектаклей. Более всего зрителям нравились интермедии по мотивам произве­дений Михаила Зощенко.

Самым любимым из новых праздников у селян считался день Великого Октября. К этому времени управлялись со всеми поле­выми и хозяйственными работами и около месяца готовились к торжествам.

Резали баранов и ка­банчиков,  готовили хоро­ший обед на 118 человек - именно столько народу принимало участие в хозяйственной деятельности в течение сельскохозяйствен­ного года. Неизменно высоким качеством отличался на праздничных столах хлеб, ис­печенный Серафимой Петровной Бохан. Подобной ей мастериц в поселке и всей ок­руге не было.

Благополучную жизнь поселка наруши­ла Великая Отечественная война. Мужчины призывного возраста ушли па фронт, стари­ки и подростки с женщинами успели убрать урожай - часть сдали государству, остав­шееся закопали в специально изготовлен­ных бочках. Скот угнали за Москву, коней отдали партизанам. Поселок благодаря сво­ему местоположению (близости к лесу), днем «ощущал» на себе все «прелести» но­вого порядка, ночью принимал для отдыха и обогрева партизан. У мстителей, в число которых вошли и сеньковцы, в поселке име­лись четыре явочных квартиры. Здесь оста­навливались диверсионные группы, уходив­шие на задания в Сураж, Почеп, Костюковичи, Клинцы.

Сенькин Ров 9 мая 1945 года встретил со слезами, под завывание вдов и малышей. Из ушедших на фронт 22 мужиков к род­ным порогам возвратились только семеро больных и израненных инвалидов: Даниил Семенович Бохан, Егор Васильевич Смоликов, Николай Иванович Шкрыгунов, Сера­фим Иудович Сильченко, Даниил Исакович Нестеренко, Федор Митрофанович Силь­ченко и Иван Семенович Горельченко. Ра­дость от победы помогла в преодолении трудностей.

Стали по дворам собирать инвентарь, разводить быков на тягло, впрягли в обще­ственное «ярмо» двух хромых коней, пода­ренных партизанами, баб да коров.

С большим трудом колхоз «Сенькин Ров» стал выходить на довоенные показате­ли, да снова подломило хозяйство невесть откуда явившееся укрупнение. Не спраши­вая согласия, присоединили здешних хлебо­пашцев к Костеничскому колхозу «Верный путь». Правда, название не помогло укруп­ненному за счет середнячков хозяйству стать по-настоящему сильным и процве­тающим. Из Сенькиного Рва перевезли на центральную усадьбу клуб и все хозяйст­венные постройки. По сути дела, оконча­тельный приговор Сенькиному Рву, как и остальным малым поселкам, поставило очередное укрупнение, когда самостоятельный костеничский колхоз «Верный путь» стал отделением Лопазненской «Родины».

В Сенькином Рву ныне живут сем­надцать пенсионеров.

      

Материалы из книги "Сенькин Ров"   Дмитрия Архиповича Сильченко.

                             

  История поселка Красная Знаменка

 

 Поселок Красная Знаменка возник сразу после Октябрьской революции 1917 года. Находится он на трассе Сураж-Струженка в трех километрах от деревни Слище в живописном месте, среди полей и лесов. Приезжих здесь было мало, в основном селились выходцы из соседних деревень. Первыми поселенцами стали трое братьев Бохан: Александр, Никифор и Захар с семьями. Изначально поселок как бы разделился на две половины, одна называлась Высоцким, другая – Бугром, у каждой было свое кладбище.

Он всегда был небольшим, этот поселочек Красная Знаменка. Самый расцвет приходится на 1960-е годы. Тогда здесь было более 30 домов с населением около двухсот человек. Люди здесь были трудолюбивые, многие внесли весомый вклад в развитие района. Среди них – Даниил Захарович Бохан, участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией». Вместе с женой Ксенией Самсоновной они вырастили и воспитали семерых детей. Двое из них связали свою судьбу с Суражским районом. Дочь Нина работала дояркой в колхозе «Правда», Клавдия – учителем музыки в школе №3, в настоящее время преподаватель сольного пения в Суражской детской школе искусств им. А. Ковалевского. Клавдия Даниловна написала музыку к ряду песен, посвященных нашему городу. Это «Суражский вальс», который прозвучал в ее исполнении в видеофильме «Сураж – жемчужина земли русской», «Криница», «Медицинская сестра», «Мой Сураж» и другим. Они полюбились суражанам и часто звучат на различных мероприятиях и концертах.

Трудовые заслуги Н.С. Погуляева, который был председателем колхоза «Маяк» с центром в Слище, куда входила и Красная Знаменка, оценены орденом Ленина. Кроме него, такие награды в районе имели еще пятеро: хмелевод колхоза «Серп и молот», Герой Социалистического Труда Н.Я. Хомякова, председатель колхоза «Серп и молот» В.Т. Леонченко, председатель колхоза» «Родина» А.Н. Дубинин, машинист-наладчик и сеточник фабрики «Пролетарий» Н.В. Савченко и В.И. Денисенко («Город на Ипути», В.М. Цыганков, 1977 г.). В семье Николая Степановича и Елизаветы Архиповны Погуляевых было четверо детей. Дочь Лидия более 40 лет отработала медсестрой в Суражской ЦРБ. Сын Александр окончил Калининское (ныне Тверское) суворовское училище, затем – Московское высшее общекомандное училище и военную академию им. М.В. Фрунзе. Ныне он полковник, кандидат военных наук, доцент, преподает в Смоленской военной академии.

В то время практически все семьи были многодетными. Дети в них вырастали в труде, учились заботиться о других, болеть за свое дело. Именно такими были семьи заместителя председателя колхоза «Маяк» Семена Яковлевича Иванченко, участника войны, механика колхоза Николая Дмитриевича Лакомого, тоже участника войны Михаила Никифоровича Бохана, тракториста Дмитрия Савельевича Черномаза, бригадира Павла Никитовича Дерюго, Ивана Гавриловича Лакомого, Никифора Погуляева и многих других.

Когда-то в поселке кипела жизнь. Днем все трудились на благо колхоза и своих подворий. Вечером любили отдохнуть, над лесом и полями часто разносились задушевные русские народные и советские песни. Регулярно летом и осенью окрестности посещали любители «тихой» охоты – грибники и ягодники. Знатные здесь когда-то водились грузди и опята…

Увы, то время безвозвратно ушло. Сегодня в поселке нет ни одного жителя, только старые, покосившиеся хаты смотрят на нечаянно забредшего сюда грибника своими заколоченными окнами. Но есть среди них еще и вполне крепкие, только вряд ли дождутся своих жильцов. Тихо здесь, и слышно только пение птиц, да шум листвы. Но как бы то ни было, память о поселке и его жителях еще живет в сердцах тех, кто здесь родился и провел счастливое босоногое детство...                                           

   В. Брягиня

   
 

 Сураж-небольшой уютный и зеленый городок Брянщины, известный своей неповторимой красотой

     Гордимся историей края.

 Сураж относится к числу  древних городов Брянщины. Об этом свидетельствует городище, расположенное рядом с центром города на правом берегу реки Ипуть. Жил здесь большой род славянского племени радимичей. Своё поселение они называли  Сурадичами.

В XIII веке  городище опустело. Подтверждается  это тем. что культурный слой покрыт землёй и песком без наличия в нем следов человеческой деятельности.

В XIV веке поселение вновь возрождается. Богатые московские купцы- сурожцы основали здесь свою торговую колонию, получившую название  Суражичи.

 Годом основания города Суража принято считать 1618 год, так как впервые наш город упоминается в историческом «Очерке г. Чернигова и его области в древнее и новое время». В этом документе говорится: «1 декабря 1618 года по Деулинскому перемирию с Польшей Россия лишилась территории Северщины с городами Стародуб, Новозыбков, Мглин, Суражичи».

Двенадцатая сессия  Совета народных депутатов города Суража от 21 июня 2006 года на основании исторических документов и  в соответствии с действующим законодательством приняла решение годом основания  Суража считать 1618 год.          

                              ПОДРОБНЕЕ....

                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

© 2015 — 2018 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»
Яндекс.Метрика
Создание сайта — компания "Альма", 2015