Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Наверх
 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»

 

 

 

г. Сураж, ул. Белорусская, д. 33
 
e-mail: surbibl@mail.ru
 
+7 (48330) 213-74

  

 

 

Главная / Суражский край / Православные храмы Суражского района / Церковь Василия Великого села Душатин

Церковь Василия Великого  села  Душатин 

 

  

 

   Душатин- старинное село Суражского края, которому уже более 300 лет. Это село называли своей родиной великий музыкант и композитор- теоретик Николай Рославец, учёный - филолог Фёдор Абраменко, командарм Кузьма Подлас, декабрист Демьян Искрицкий. 

    Главная достопримечательность сДушатин - церковь Василия Великого, возведённая без единого гвоздя в 1896 году, на месте прежнего храма 1733 года постройки. 

   В журнале «Черниговские  епархиальные известия»  за 1872 год  № 9 рассказывается, что до 1733 года в селе Душатин был  храм Святой Троицы, а в 1733 году владелец имения бунчуковый товарищ Василий Иванович Гудович построил новый трепрестольный  храм с главным престолом в честь Василия Великого ангела своего и с предельными в честь  Святой Троицы и святой мученицы  Варвары- ангела супруги своей. 

 Сложный стиль и композиция церкви, как отмечают специалисты, выполнены в характерном для конца XIX века русском стиле, восходящем к традициям зодчества XVIIXVIII веков.   Высокий центральный четверик окружен более низкими прямоугольными пристройками (двумя боковыми рукавами с приделами, пятигранным алтарем и удлиненной трапезной), в углах между которыми встроены меньшие квадратные в плане прирубы. 

  Четверик несет световой восьмерик с пологим шатром, завершенным луковичной главой на вытянутой двухъярусной шейке. Над угловыми прирубами расположены поставленные на глухих четвериках декоративные восьмерики, также увенчанные шатрами с главками; они образуют своеобразное пятиглавие храма. Им как бы противопоставлена высокая и стройная колокольня, примыкающая к трапезной. 

  Нарядное убранство фасадов включает накладные лопатки на углах объемов, карнизы с фронтонами, а также треугольные щипцы и килевидные кокошники, врезанные в шатровые кровли. Главный, западный и боковые входы выделены высокими крыльцами с портиками и широкими лестницами. Богатство внешнего облика дополняют наличники разных по форме окон. 

  В интерьере все помещения соединены друг с другом широкими арками, благодаря чему достигается ощущение единства внутреннего пространства. Обособлена лишь паперть с узкими боковыми помещениями по сторонам. Храм имеет простой иконостас с иконами кон. XIX  -  нач. XX вв., украшенными на украинский манер расшитыми крестьянскими полотенцами, и церковную утварь кон. XIX  - начXX вв. 

 

 

 

Храм Василия Великого 

                  

    Фундамент церкви был заложен на возвышенном участке главной улицы села, причём на народные деньги. Построен же был стараниями местной помещицы Матвеевой. Строили долго - больше 20 лет. С храмом   Василия Великого с. Душатино связано несколько судеб и родов священнослужителейСвященник Андрей Иванов Бонча- Бруевич, 34 лет, рукоположен в священники в 1799 г., священник Яков Афанасьев Качановский, 39 лет, рукоположен в священники из Погорских мещан Черниговского повета к Кабыжской церкви в 1802 г., а переведён к   церкви Василия Великого в 1810г.

  Есть сведения, что первым настоятелем храма был протоиерей Михаил Ревский Действовал храм до 1933 года, но потом был закрыт властями.   По воспоминаниям старожилов селацерковные служения не прекращались - они проходили ночью. В 1942 году храм вновь был возвращен верующим. Настоятелем стал Пётр Рождественский, который после смерти в 1953 году был погребён на местном кладбище.  

 

 

 

 

2015 г. Прихожане  церкви Василия Великого у  отреставрированного памятника  П. Рождественскому. Протоиерей Владимир Фараон, иерей Константин Бысов и иерей Владимир Мельников отслужили литию и окропили святой водой вновь установленный крест и надгробие. 

 

 

В советское время храм был единственным в округе - в нём крестились большинство жителей района. Так как село расположено в приграничной зоне, то частыми гостями здесь были наши соседи из Костюковичского района республики Беларусь. 

 

 

 

 Внутренний вид храма Василия Великого 

 

  Здание церкви уже давно требует капитального ремонта.  В 2007 году из местного бюджета было выделено 100 тысяч рублей на реконструкцию кровли. Но этих денег хватило лишь на частичную её замену. В конце июня 2011 года, после ливневых дождей обрушился купол колокольни храма. Во время разбора завалившейся колокольни были обнаружены уникальные надписи, свидетельствующие о возрасте церкви. Так на одном из брёвен карандашом обозначено: «Построена Сафроном Кузьмичевым», на другом «Июля 1 Дня т А.Ф.К. 1893 года». 

  Благодаря усилиям администрации района были предприняты срочные меры по спасению уникального сооружения- начат сбор средств   для реставрации храма. Специалисты  предпринимателя Ю.И. Шалыго   сумели  в короткое время смонтировать новую кровлю над трапезной. Под сводами  церкви Василия великого вновь зазвучали молитвы прихожан.  

 

 

 

   Храм Василия Великого. Ведутся ремонтные работы.   

 

 

 Список литературы: 

 

  1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область.-М.: Наука, 1998.- С.529. 

  1. Черниговские епархиальные известия.-1872.-№9. 

  1. Земляков, Сквозь все невзгоды//Восход.-1997.-23 мая. 

  1. Иванов. На храме Василия Великого//Восход.-2011.-21 октября. 

  1. Кравченко, В брёвнах и в рёбрах- един Бог! //Восход.-2013.-26 февраля. 

  1. Документы по истории храма Василия Великого, собранные библиотекарем Душатинской  сельской библиотеки Шамовой Т.А. 

   
 

 Сураж-небольшой уютный и зеленый городок Брянщины, известный своей неповторимой красотой

     Гордимся историей края.

 Сураж относится к числу  древних городов Брянщины. Об этом свидетельствует городище, расположенное рядом с центром города на правом берегу реки Ипуть. Жил здесь большой род славянского племени радимичей. Своё поселение они называли  Сурадичами.

В XIII веке  городище опустело. Подтверждается  это тем. что культурный слой покрыт землёй и песком без наличия в нем следов человеческой деятельности.

В XIV веке поселение вновь возрождается. Богатые московские купцы- сурожцы основали здесь свою торговую колонию, получившую название  Суражичи.

 Годом основания города Суража принято считать 1618 год, так как впервые наш город упоминается в историческом «Очерке г. Чернигова и его области в древнее и новое время». В этом документе говорится: «1 декабря 1618 года по Деулинскому перемирию с Польшей Россия лишилась территории Северщины с городами Стародуб, Новозыбков, Мглин, Суражичи».

Двенадцатая сессия  Совета народных депутатов города Суража от 21 июня 2006 года на основании исторических документов и  в соответствии с действующим законодательством приняла решение годом основания  Суража считать 1618 год.          

                              ПОДРОБНЕЕ....

                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

© 2015 — 2018 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»
Яндекс.Метрика
Создание сайта — компания "Альма", 2015