Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Наверх
 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»

 

 

 

г. Сураж, ул. Белорусская, д. 33
 
e-mail: surbibl@mail.ru
 
+7 (48330) 213-74

  

 

 

Главная / Суражский край / Православные храмы Суражского района / церковь Святой Екатерины села Ляличи

 

 Церковь Святой Екатерины в селе Ляличи

 

 

 

 

      Село Ляличи известно с 1654 года, когда принадлежало одному из польских магнатов, а затем перешло к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г.  село пожаловано вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.

      Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) служил в Малороссийской коллегии, затем в канцелярии генерал-губернатора Малороссии П. А. Румянцева. Участник русско-турецкой войны (1768-74). Отличился в битвах при Ларге и Кагуле, участвовал в подготовке      Кючук - Кайнарджийского мирного договора. В 1775 г. стал  кабинет - секретарем Екатерины II, позднее флигель-адъютантом. С 1781 г. управляющий Дворянским заемным банком в Петербурге, с 1786 г. директор Государственного заемного банка. В царствование Александра I назначен сенатором, членом Непременного совета, затем председателем Комиссии для составления законов. Первый министр народного просвещения (1802-10).

      В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту крупнейшего столичного зодчего Джакомо Кваренги строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Святой Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.

     Прославляя своего благодетеля  Румянцева и императрицу, граф Завадовский нашёл достойный способ увековечить их память, соорудив в Ляличах  в 1793-97 гг. храм в честь святой Екатерины - великомученицы с   пределом во имя святых апостолов Петра и Павла.

 

 

 

 

 

     Прелестный и изящный храм отличается архитектурой.  Историк архитектуры Горностаев в книге « Дворцы и церкви юга», изданной в 1914 году писал: «Ляличский храм по  оригинальности архитектурного замысла единственен. Особенно интересны декоративные  колоннады, объединяющие храм с колокольнями. Они чрезвычайно напоминают по приёму  колоннады Александровского  дворца в Царском Селе и Аничкова дворца в Петербурге и так же как они прелестны».

      В далеко не маленьком храме сделано всё, чтобы придать силу и грандиозность. Он имеет пять куполов, обширный восьмиколонный своеобразно решенный портик, усиленный двумя колоннадами с боков.

     Внутри храм  производит поражающий  и неожиданный  эффект. Из колоссальных  восьми окон трибуны купола врываются  в сравнительно слабо освещённый  нижними окнами храм  ослепительный свет, прозрачно до мелочей освещая изысканно  благородную архитектуру. Свет льётся  повсюду и достигает алтарной глубины, где мощно выдвигается  величественная сень киврий над престолом в виде храма славы.

 

 

 

 

     По типу относится к четырехстолпным крестово - купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами.

     В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проёмами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

     Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами.

     Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи подпружных арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом необычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Угловые квадратные в плане ячейки имели крестовые своды, за исключением юго-западной, круглой, в которой находилась лестница на хоры. Последние занимали весь поперечный западный неф, опираясь на две колонны в соответствующем рукаве креста. Алтарную часть  также перекрывал коробовый свод с конхой над апсидой, небольшие проемы в полуциркульных арочных нишах по сторонам вели в низкие жертвенник и дьяконник с плоскими балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма.

 

Храм Святой Екатерины в наши дни. Фото  В.Радькова

 

    Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов.  Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и овами. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора; подпружные арки и основание барабана выделялись более мощными карнизами с валиком из листьев. В окнах кое-где остались прежние решетки из вертикальных пик.

     Храм функционировал до 1937 года, после этого никак не использовался. С 1979 года- признан памятником архитектуры федерального значения.  

 

 

 

                                          

Церковь Святой Екатерины. Село Ляличи

 

     Выстояв в самые суровые времена, сейчас храм оживает. Здесь проходят богослужения. В 2009 году в храме опять зазвучала молитва.

   7 декабря Русская Православная Церковь единственный раз в году чтит память святой великомученицы Екатерины. Именно поэтому православные стараются отметить его особенно торжественно. В день праздника, в храме Святой великомученицы Екатерины с. Ляличи Суражского района Мглинского благочиния состоялись торжества, посвященные престольному празднику. Приурочено это первое после долгих лет забвения Богослужение было к 110-летию начала служения священника Иоанна Крещановского. С тех пор стало доброй традицией отмечать престольный праздник торжественным Богослужением и молебном с водоосвящением.

   Божественную Литургию в день праздника совершил настоятель храма иерей Константин Бысов. Прихожане храма и паломники, которым дорог этот храм, испрашивали у святой великомученицы Екатерины молитв и небесного заступничества. Многие причастились Святых Христовых Таин.   

 

 

 

2009 г. Богослужение к 110-летию начала служения  священника Иоанна Крещановского . Божественную литургию совершил настоятель храма иерей Константин Бысов (фото с сайта Мглинского благочиния // http://mglblag.ru/ )

 

    10 августа 2014 года состоялось и первое за долгие годы венчание. Пережить этот волнительный и важный момент своей жизни именно в Ляличах решила пара из Москвы Иван и Наталья Чумичевы.

 

 

 2014 г. Венчание в церкви Святой Екатерины

 Фото с сайта   https://estatez.livejournal.com/

 

Священник церкви Святой Екатерины –

Иоанн Яковлевич  Крещановский

 

     Иоанн Яковлевич Крещановский родился 19 октября 1869 года в с. Летяхи Суражского уезда (ныне Красногорского района) Черниговской губернии (ныне Брянской области).

     В 1893 году окончил Черниговскую Духовную семинарию по второму разряду. 22 октября 1893 года был рукоположен в диакона епископом Черниговским Антонием.

     24 октября 1893 года рукоположен во священника храма во имя святителя Николая с. Малая Топаль Новозыбковского уезда (ныне Клинццовский район) Черниговской губернии (ныне Брянской области).

     По резолюции Преосвященнейшего Антония 25 июля 1895 года перемещён в храм во имя великомученицы Екатерины села  Ляличи Суражского уезда. Определён законоучителем народного училища села Ляличи 10 октября 1895 года.

     По резолюции Преосвященнейшего Антония епископа Черниговского 17 декабря 1895 года за усердную и полезную службу награжден – Набедренником.

     Согласно утверждения   16 февраля 1905 года состоит членом Суражского отделения епархиального учительского Совета.

     По резолюции Преосвященнейшего Антония епископа Черниговского           22 апреля 1906 года за усердную пастырскую деятельность награжден бархатною фиолетовою Скуфьею протоирей Иоанн Крещановский благочинный 4-го округа настоятель храма во имя великомученицы  Екатерины с. Ляличи Суражского района Брянской области.

Арестован 7 сентября 1929 года.

Расстрелян 4 декабря 1929 года.

Состав семьи: жена Неонила Евдокимовна Товстолес - родилась 18 октября 1869 года.

Дети: Анна родилась 12 августа 1901 года

Феодосий - 7 сентября 1903 года

Ираида- 21 января 1906 года

Степан – 1909,

Мария- 1911,

Всеволод-1914г.р.

 

    Все кто помнил отца Иоанна отмечали его сердечную преданность пастырскому служению, его доброту, теплоту, грамотность, интеллигентность и, наконец, завидную мужичью силу. Он рвал полотно и разгибал подковы, умел пахать, косить и плотничать. К селянамсвоей пастве относился как духовный попечитель и христианин. По воспоминаниям одних, у него было пятеро детей- две дочери и три сына; по утверждению других – только трое детей – два сына и дочь. Все дети отца росли трудолюбивыми и духовно развивающимися. Говорят, наиболее любимым у отца Иоанна был мальчик Федос. Все дети ходили с отцом в церковь и пели хором, дружили с крестьянскими детьми и были щедры на угощения.

    Церковь при отце Иоанне процветала и была самой посещаемой в уезде.  Хор Ляличской церкви был славен отборными ангельскими голосами мужчин и женщин. По праздникам в Ляличи приезжал друг Крещановского дьякон Алексей Северин.  

 

 

  На снимке: актив Ляличского церковного хора. В центре – Иоанн Яковлевич Крещановский

 

      Протоиерей Иоанн Крещановский по церковной должности был благочинным, т.е. старшим священником, попечителем нескольких приходов. Такая хозяйственно - духовная миссия возлагается обычно на наиболее опытных  священников. Благочинный, значит, призванный чинить блага. Крещановский вполне соответствовал этому назначению. Он имел высшее духовное образование. В Ляличи приехал предположительно в 1900 году из Черниговщины, где родился и вырос в деревне.

     Революционные события, затем гражданская война в судьбе отца Иоанна прошли относительно благополучно. Большинство людей еще веровали, в церковь ходили, батюшку своего любили и в обиду не давали.    

     С весны 1929 года в Ляличах начали воплощать в жизнь директиву о всеобщей массовой коллективизации сельского хозяйства. Тогда не знал отец Иоанн, что становление насильно нарождающегося колхоза, это политическое и сугубо мирское событие заденет и его. Как всякому истинно православному христианину, ему хотелось от этой жизни самого малого: сохранить крышу над головой, семью, иметь клочок земли и мало - мальское пропитание. Если закроют церковь, то он, хотя ему уже за 50, был готов на любую работу.

     Начало сплошной коллективизации в Ляличах было воспринято местными крестьянами крайне негативно. В конце августа 1929 год,  в ответ на захват земли колхозом, произошло крупное выступление протеста местных женщин (около двухсот человек). Подняла их, вдохновила и вела на приступ Богданова Варвара Филипповна. Собравшись на поле, восставшие  повыдергивали установленные колхозниками столбы, разбили колхозный плуг и выгнали председателя колхоза с поля. Торжество их, однако, длилось недолго: к селу уже   неслись поднятые по телефону конные войска ОГПУ. Налетев, они стали сечь женщин нагайками, пинать их   сапогами, а упавших топтать лошадьми. Позднее пятьдесят женщин были осуждены на сроки от 5 до 10 лет заключения, главным же виновником "восстания" власти объявили   отца Иоанна.  

    Следствием было срочно «доказано», что отец Иоанн был в числе организаторов восстания в Ляличах, что с ним заодно действовали и подстрекали баб против власти Мисливцев, Соколов Александр из соседней Романовки, Бондаревский Василий, Кащаев Никита из Городка. Ни в чем не повинных приговорили к расстрелу. Напрасно отец Иоанн доказывал следователям, что в день бунта он служил на хуторе панихиду по усопшему Никите Кулькову, что к этому событию он никакого отношения не имеет. Когда понял, что его хотят уничтожить, начал возносить свои молитвы к Господу. Он молился за свою семью, за своих прихожан, за тех, кто был приговорен к смерти.

     Недавно место служения благочинного протоиерея Иоанна Крещановского посетила его правнучка –  жительница Москвы Ольга Дьякова.  Она встретилась с библиотекарем Ляличской сельской библиотеки  Ириной Ивановной Пикиной, которая провела для гостьи экскурсию по храму, показала собранные документы по истории храма, о благочинном Иоанне Крещановском. Ольга Дьякова подарила библиотеке фотографию из семейного архива. На ней Иоанн Крещановский со своей семьей: рядом с ним супруга Неонила Евдокимовна Товстолес, дочери и сын Феодосий.  

 

                

             Фото из семейного архива правнучки  Иоанна Крещановского  О. Дьяковой

 

               Список литературы:

       1.Дорошко, А. Благочинный //Восход.-1995.-24 января

       2.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область.- М.:Наука,1998.-640 с.

       3.Материалы с сайта Мглинского благочиния http://mglblag.ru/

       4.Архив документов собранных Пикиной И.И. библиотекарем Ляличской сельской библиотеки филиала  МБУК «Ляличский СКЦ»

   
 

 Сураж-небольшой уютный и зеленый городок Брянщины, известный своей неповторимой красотой

     Гордимся историей края.

 Сураж относится к числу  древних городов Брянщины. Об этом свидетельствует городище, расположенное рядом с центром города на правом берегу реки Ипуть. Жил здесь большой род славянского племени радимичей. Своё поселение они называли  Сурадичами.

В XIII веке  городище опустело. Подтверждается  это тем. что культурный слой покрыт землёй и песком без наличия в нем следов человеческой деятельности.

В XIV веке поселение вновь возрождается. Богатые московские купцы- сурожцы основали здесь свою торговую колонию, получившую название  Суражичи.

 Годом основания города Суража принято считать 1618 год, так как впервые наш город упоминается в историческом «Очерке г. Чернигова и его области в древнее и новое время». В этом документе говорится: «1 декабря 1618 года по Деулинскому перемирию с Польшей Россия лишилась территории Северщины с городами Стародуб, Новозыбков, Мглин, Суражичи».

Двенадцатая сессия  Совета народных депутатов города Суража от 21 июня 2006 года на основании исторических документов и  в соответствии с действующим законодательством приняла решение годом основания  Суража считать 1618 год.          

                              ПОДРОБНЕЕ....

                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

© 2015 — 2018 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»
Яндекс.Метрика
Создание сайта — компания "Альма", 2015